null Осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Псковской области в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Ход реформы КНД. Основные проблемы и способы их решения
Добрый день уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается доклад (выступление) на тему: «Осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Псковской области в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Ход реформы КНД. Основные проблемы и способы их решения».
На 01.01.2022 г. на территории Псковской области действует следующая сеть архивных учреждений:
Государственное казенное учреждение Псковской области «Государственный архив Псковской области» (далее – ГКУ ПО «ГАПО»), имеющее 3 отделения:
- отделение в г. Великие Луки;
- отделение документов новейшей истории и по личному составу;
- отделение межведомственного сотрудничества;
25 архивных отделов администраций районов и городского округа «Город Великие Луки» (далее – муниципальные архивы):
- 13 архивных отделов Администраций районов и г. Великие Луки;
- 9 архивных отделов в составе управлений делами Администраций;
- 2 архивных отдела в составе структурных подразделений аппарата Администраций;
- 1 архивный отдел Комитета по социальной политике Администрации.
Органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архивного дела на территории Псковской области, является Комитет юстиции Псковской области (далее - Комитет), и осуществляет один вид регионального государственного контроля - региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Псковской области.
В Комитете для осуществления своих полномочий в сфере архивного дела создан отдел контроля за соблюдением законодательства об архивном деле (далее – отдел контроля). Штатная численность отдела составляет 3 единицы. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, являются: начальник отдела, заместитель начальника и консультант отдела. Согласно должностным регламентам перечисленные должностные лица выполняют иные обязанности, помимо контрольной функции.
Основным направлением деятельности отдела контроля является осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Псковской области.
Предметом контроля является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами области и иными нормативными правовыми актами области, к организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов на территории Псковской области (далее - обязательные требования).
Согласно перечня контролируемых лиц, общее количество юридических лиц, деятельность которых подлежит контролю, составляет 601 единицу.
В рамках реализации полномочий Комитета по контролю за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Псковской области в 2021 г. организовано и проведено 6 плановых выездных проверок, в результате проведения в 3 организациях выявлено 20 нарушений обязательных требований и выдано 3 предписания об их устранении. Все плановые мероприятия проводились в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основной упор в 2021 году был сделан на оказание методической помощи сотрудникам архивных отделов (особенно вновь назначенным).
При осуществлении Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований отделом контроля проведено 4 обучающих семинара по архивному делу для сотрудников муниципальных архивов и организаций источников комплектования. На семинарах обсуждались актуальные вопросы архивного дела и делопроизводства.
Проведены 2 публичных слушания по обзору правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле. В 2022 году данная работа продолжена.
На 2022 год, в связи с реформой, плановые проверки не планировались, проводились только профилактические мероприятия. На основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на 2023 год запланированы 4 плановые проверки ОМСУ, на в данный момент план проверок проходит согласование в Прокуратуре Псковской области.
Параллельно велась подготовка к переходу, в рамках реформы КНД, на применение Федерального закона от 31.07.2020 № 248 - ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Как мы знаем, с 01.07.2021 данный закон вступил в силу и предусматривает множество нововведений в осуществлении государственного контроля (надзора).
Остановимся подробнее на главных изменениях в связи с введением нового закона:
Риск-ориентированный подход, связанный с оценкой на основе рисков причинения вреда, при котором частота проверок напрямую зависит от уровня причинения вреда (опасности). Всё это невозможно без цифровизации работы с информацией о подконтрольной среде, использования систем учета поднадзорных объектов. Организации с высокой степенью риска проверяются чаще, с низкой – не проверяются. (3 категории - низкая, умеренная, средняя).
Перенос акцентов с проведения контрольных (надзорных) мероприятий на профилактику рисков причинения вреда.
Уход от «палочной системы» контроля к риск-ориентированному подходу, где основной упор делается на профилактическую работу и выборочные проверки, а не количество проверок.
Отказ от выездной проверки как единственного мероприятия: вводятся различные способы осуществления контроля (надзора). Согласно Положению о региональном виде контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Псковской области проверочные мероприятия - документарная проверка; выездная проверка; профилактические - информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит.
Информатизация: Вся модель усовершенствованной контрольно-надзорной системы полностью цифровая. Впервые все данные в рамках этой деятельности, начиная от плана проверок, заканчивая электронным обжалованием, собраны в единой информационной системе.
Создается реестр видов контроля. Если вида контроля нет в реестре, контроль не проводится.
Система досудебного обжалования. Жалобу можно подать через портал госуслуг – для этого создан сервис «Жалоба на решение контролирующих органов». После этого можно в режиме реального времени отслеживать, какие решения по жалобе принимаются. Нормативный срок рассмотрения жалобы составляет до 20 дней, если нарушен мораторий на проверки, то срок рассмотрения такой жалобы составляет 1 день.
В течении 3 месяцев (июль-сентябрь) нами с "нуля" было разработано и утверждено Постановлением Администрации Псковской области от 28.09.2021 № 349 «Положение о региональном виде контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Псковской области» (до 01.10.2021).
Согласно плана-графика Минэкономразвития, разработаны и утверждены:
- ключевые и индикативные показатели (до 01.02.2022), Постановление АПО от 17.12.2021 № 465;
- перечень индикаторов риска (до 01.01.2022), Постановление АПО от 17.12.2021 № 465;
- программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (до 01.10.2022 проект размещается на сайте, до 20.12.2021 утверждение); Пр. Комитета от 02.12.2021 № 226 - ОД.
- проверочные листы (до 01.02.2022). Пр. Комитета от 02.12.2021 № 225 - ОД.
Но не обошлось и без трудностей, основными проблемами с которыми мы столкнулись в ходе реформы КНД, являлись:
- отсутствие методических рекомендаций;
- слишком мало разъяснений;
- семинары с Минэкономразвития проходили уже после утверждения указанных выше документов.
Учитывая, что в нашем регионе риск - ориентированный подход при осуществлении контроля не применялся, приходилось обращаться к коллегам из других регионов для консультаций и разъяснений.
Как планировалось, все данные в рамках этой деятельности, начиная от плана проверок, заканчивая электронным обжалованием, будут собраны в единой информационной системе - не получилось. ТОР КНД, ЕРКНМ, ЕРВК. Данные системы мало того что некорректно работают, порой в систему просто не войти. Так системы и между собой не взаимодействуют должным образом, обмен данными не происходит, приходится вносить информацию в каждую систему, периодически приходится обращаться за помощью в техподдержку.
На наш взгляд, решение обозначенных проблем заключается в следующем:
- своевременное консультирование и обучение по всем нововведениям;
- наличие методических рекомендаций и разъяснений;
- доработка всех электронных информационных систем по контролю, сначала тестирование, потом работа (а не тестирование в процессе работы).
В заключении хочется сказать, что реформа КНД назрела уже давно, необходимо было менять подход к осуществлению контроля. Ход реформы продолжается, вопросы контроля (надзора) являются ключевыми не только для системы государственного управления, но и для экономического роста страны.
На этом мой доклад закончен, спасибо за внимание.