null Осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле в соответствии с федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ на территории Вологодской области
Регулирование осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Вологодской области (далее – региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 27 сентября 2021 года № 1147. Предметом регионального государственного контроля (надзора) по Положению определены:
соблюдение контролируемыми лицами требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами области и иными нормативными правовыми актами области, к организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов (далее - обязательные требования) на территории Вологодской области, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»,
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Контролируемыми лицами являются:
- муниципальные архивные учреждения;
- органы местного самоуправления, структурные подразделения которых, исполняют полномочия муниципального архива;
- государственные органы, организации и граждане, осуществляющие свою деятельность на территории Вологодской области, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы (организации - источники комплектования государственных и муниципальных архивов области).
В качестве объектов контроля определены:
- деятельность контролируемых лиц по соблюдению обязательных требований;
- документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, находящиеся на хранении в муниципальных архивах и организациях – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов.
Из числа контролируемых лиц сознательно исключены подведомственные органу, осуществляющему функцию по контролю, государственные архивные учреждения, так как орган управления архивным делом и государственные архивы несут отчасти консолидированную ответственность за соблюдение обязательных требований законодательства об архивном деле. Департамент культуры и туризма области как орган, осуществляющий финансирование подведомственных организаций, а государственные архивы, как организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Контроль за деятельность государственных архивов осуществляется в рамках внутриведомственного контроля.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) используется система управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. К критериям риска относятся:
- ценность хранимых документов;
- срок хранения документов (постоянно или временно);
- тяжесть причинения вреда (ущерба) и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Исходя из этой системы оценки рисков при систематизации контролируемых лиц применяются 3 категории риска:
- средний риск (деятельность по соблюдению обязательных требований муниципальными учреждениями, создаваемыми муниципальными образованиями области для осуществления постоянного хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, в том числе особо ценных документов, а также других архивных документов;
- умеренный риск (деятельность по соблюдению обязательных требований органами местного самоуправления, в составе которых созданы подразделения для осуществления постоянного хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов);
- низкий риск (деятельность по соблюдению обязательных требований лицами, не отнесенными к категориям среднего и умеренного рисков).
Плановые проверки в отношении субъектов среднего риска проводятся 1 раз в пять лет, в отношении субъектов умеренного риска 1 раз в шесть лет. В отношении субъектов низкого риска, к которым отнесены все организации – источники комплектования государственных и муниципальных архивов, а также всех организаций, зарегистрированных на территории области, в которых образуются другие архивные документы, плановые проверки не проводятся. Категории риска ежегодно устанавливаются для субъектов контроля в соответствии с распоряжением Департамента. Если организация не включена в указанное распоряжение Департамента для нее устанавливается автоматически низкая категория риска.
Положением предусмотрена также процедура повышения и категории риска на одну ступень в связи с рядом оснований, в которые входят:
наличие предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного Департаментом контролируемому лицу за последние три года, предшествующие дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска;
наличие постановления о назначении административного наказания в отношении контролируемого лица и (или) его должностных лиц по статье 13 (20), части 2 статьи 13 (25), части 1 статьи 19 (4), статье 19 (4-1), части 1 статьи 19 (5), статьям 19 (6), 19 (7) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного за последние три года, предшествующие дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска;
наличие предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, выданного Департаментом контролируемому лицу за последние три года, предшествующие дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска. Таким образом для муниципальных архивных учреждений категория риска может быть повышена до высокой, а для муниципальных архивов, действующих в статусе структурных подразделений органов местного самоуправления до средней.
С целью поощрения развития архивного дела и соблюдения обязательных требований определен механизм понижения степени риска на основании:
- отсутствия у Департамента указанной выше информации о нарушении обязательных требований (предписания, постановления, предостережения);
- предоставления в Департамент информации об установлении в архивохранилищах сертифицированной системы автоматического пожаротушения.
Следуя в фарватере современных подходов к осуществлению контрольно-надзорной деятельности основное внимание при осуществлении Департаментом функции по контролю уделяется развитию профилактики. Виды профилактических мероприятий традиционны: информирование, консультирование, объявление предостережения, профилактический визит и обобщение правоприменительной практики. В связи с отсутствием технической возможности пока в виды профилактических мероприятий не входит самообследование, хотя проверочные листы для субъектов проверки разработаны на основе обязательных требования.
Департамент ежеквартально организует публичные мероприятия для различных категорий подконтрольных субъектов, как правило, в форме семинара, на которые приглашаются ведущие специалисты Государственного архива Вологодской области. В последние годы по понятным причинам публичные мероприятия организуются в режиме видеоконференцсвязи. Указанные формат наиболее удобным считают и подконтрольные субъекты. Кроме того, Департамент регулярно организует публичные мероприятия в форме семинаров на выезде в районы области для организаций – источников комплектования муниципальных архивов.
В Положении предусмотрены обязательные профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере не позднее, чем в течение 1 года с даты их включения в списки организаций - источников комплектования государственных архивов области.
Контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления регионального государственного контроля осуществляются в форме документарной и выездной проверки.
Постановлением Правительства Вологодской области определены следующие ключевые показатели осуществления регионального государственного контроля (надзора):
- доля документов Архивного фонда Российской Федерации и документов по личному составу, которые утрачены вследствие нарушения законодательства об архивном деле в муниципальных архивах области, %;
- доля документов Архивного фонда Российской Федерации и документов по личному составу, которым причинен вред (ущерб) вследствие нарушения законодательства об архивном деле в муниципальных архивах области, %.
На период 2022 – 2025 годов установлены соответственно следующие значения показателей: «0,001 и менее» и «0,005 и менее».
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) установлены следующие индикативные показатели:
количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта регионального государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период:
количество документарных проверок, проведенных за отчетный период;
количество выездных проверок, проведенных за отчетный период;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода:
количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, на конец отчетного периода;
количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, на конец отчетного периода;
количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, на конец отчетного периода;
количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период;
количество жалоб, в отношении которых Департаментом культуры и туризма области был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Департамента культуры и туризма области либо о признании действий (бездействия) должностных лиц Департамента культуры и туризма области недействительными, за отчетный период;
количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Департамента культуры и туризма области, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Департамента культуры и туризма области, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора), результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
В Департаменте отсутствует специальное структурное подразделение по осуществлению контрольной функции. Уполномоченными на осуществления функции лицами являются 4 сотрудника, в том числе начальник Департамента и начальник профильного управления. Непосредственное участие в контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях принимают 2 сотрудника Департамента, которые исполняют и все другие функции по архивному делу.
Таким образом, региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле осуществляется Департаментом в соответствии с федеральным законом от 31.07.2020 года № 248-ФЗ, однако отсутствие специализированного структурного подразделения и ограниченная штатная численность накладывают отпечаток на организацию контроля.