null О внедрении профессионального стандарта «Специалист архива». Опыт Архивной службы Санкт-Петербурга

Проблема подготовки кадров для такого направления деятельности как архивное дело, обсуждалась неоднократно и в рамках Научно-методических советов архивных учреждений, и на конференциях ВНИИДАД, и даже входила отдельным разделом в Концепцию развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

С середины 2010- х годов подготовка кадров для различных областей профессиональной деятельности в Российской Федерации опирается  на содержание не только образовательных, но и профессиональных стандартов. Данная направленность практико-ориентированного характера обусловлена наличием задачи максимального сближения теоретического обучения
с практической (производственной) подготовкой.  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение» был утвержден в октябре 2020 года, готовит специалистов Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) – главный вуз по этому направлению. Разработка же профессионального стандарта «специалист архива» велась с марта 2017 г., рецензирование стандарта дважды проводилась архивными учреждениями, в том числе и нашего Северо-Западного федерального округа, много было вопросов и замечаний высказано, не все они  были к сожалению учтены, но тем не менее профессиональный стандарт «Специалист архива» был  утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 18 марта 2021 г., вступил он  в силу с 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027 г.

Интересно отметить, что разработка профессионального стандарта шла параллельно с общественной дискуссией по поводу перечня профессий, которые перестанут в ближайшие 20 лет существовать, куда наряду с профессией библиотекарь был включен и архивариус.  «Библиотеками и читальными залами пользуются все реже. Процесс оцифровки содержащейся на бумажных носителях информации идет полным ходом. Но даже посетители привычных библиотек уже начали сталкиваться с онлайн-каталогом и автоматизированной системой выдачи книг. Поэтому потребность в большом количестве сотрудников отпадает. Им придется переквалифицироваться в консультантов по работе с автоматизированной системой, администраторов книжных хранилищ, специалистов по оцифровке печатных изданий. По этой же причине со временем упадет потребность и в архивариусах — часть архивов будет храниться в оцифрованном виде, а управлять бумажным и цифровым архивом сможет искусственный интеллект». https://blog.fenix.help/proforientaciya/perechen-professiy-kotoryye-ischeznut-k-2030-godu

Сфера применения профстандарта «Специалист архива» имеет ряд особенностей. Во-первых, универсальный характер стандарта позволяет его применять при управлении документами архива организаций любых организационно-правовых форм: и государственных и муниципальных архивов и архивов организаций. Это обстоятельство как раз и подвергалось критике в ходе обсуждения, а именно указанные в стандарте компетенции специалиста архива «вообще» являются недостаточными для специалиста государственного (муниципального) архива, выполняющего работы по  организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов Архивного фонда Российской Федерации, поскольку государственные (муниципальные) архивы имеют свой историко-тематический профиль работы и, следовательно свой «характер знаний», иными словами специалисты государственных (муниципальных) архивов должны обладать историко-тематическими компетенциями (знаниями структуры государственных и иных учреждений в разные периоды истории государства и города, специальными знаниями в зависимости от профиля документов государственного (муниципального) архива. Эти компетенции были учтены при составлении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов» (Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.04.2012 № 338н, далее – Единый квалификационный справочник). Тем самым возникает определенное противоречие с Единым квалификационным справочником, если его нормы будут распространяться на архивы организаций и государственные (муниципальные) архивы одновременно.

Кроме того, в результате унификации все нормативные элементы профессионального стандарта «Специалист архива» ориентированы на максимально полное, детализированное обозначение тех действий, которые должны осуществляться применительно к конкретным комплексам источников документированной информации, создаваемым в учреждениях, организациях и на предприятиях. По этой причине за рамками регламентации оказались обычно не поддающиеся точному практическому измерению виды научно-исследовательской деятельности (например, подготовка справочно-информационных изданий и документальных публикаций), характерные для многих государственных архивных учреждений федерального и регионального уровня.

Вместе с тем, нельзя не отметить современность Стандарта: в нем реализация процессов управления документами рассмотрена с применением современных информационных технологий.  Как отмечает в статье Григорий Николаевич Ланской, д.и.н., профессор, РГГУ. «в структуре и содержании профессионального стандарта «Специалист архива» учтены современные особенности и тенденции развития архивного дела, что позволяет обеспечивать его логическую преемственную связь с утвержденным 31 марта 2021 г. приказом Минтруда России профессиональным стандартом «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации».  В частности, на шестом уровне профессиональной квалификации предусмотрено получение трудовой функции по внедрению системы электронного архива организации, что означает выполнение широкого круга действий, связанных с планированием технических заданий, установкой корпоративных архивных информационных систем и обеспечением их безопасности, последующим совершенствованием электронной среды хранения, передачей и использованием архивных документов. Данная функция логически и практически связана с участием в формировании, а также с регулированием и контролем информационных систем и баз данных, содержащих документированную архивную информацию уже на государственном, в том числе межведомственном, уровне. Тем самым обеспечивается регулирование и гарантируется учет задач в сфере архивного дела, которые ставятся в рамках национальных проектов в области цифровой трансформации различных видов деятельности (цит. статья Профессиональный стандарт специалиста архива: концепция, структура, перспективы использования (Отечественные архивы, № 4, 2021).

С юридической точки зрения - профстандарты – это ведомственные нормативно-правовые акты, которые обязательны для применения. Однако, нормы обязательного применении положений профессиональных стандартов предусмотрены статями 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации: это требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции и выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям, связанным предоставлением компенсаций и льгот, либо наличием ограничений. В настоящее время отсутствует информация о наличии в законодательстве каких-либо требований к квалификации работников архивов, а также льгот либо ограничений в отношении должностей работников, занятых в архивной  сфере. Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Положения указанного профессионального стандарта могут быть использованы работодателем при формировании должностных инструкций работников архивов. Расхождения между положениями должностных инструкций и указанным профессиональным стандартом не может трактоваться как нарушение требований трудового законодательства и влечь административную ответственность.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что трудовое законодательство содержит ряд особенностей в части регулирования правоотношений в государственных учреждениях. В частности, частью 5 статьи 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12.10.2005 № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга», а также Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1676 «О системе оплаты труда работников государственных казенных учреждений, подведомственных Архивному комитету Санкт-Петербурга» при установлении должностных окладов руководителей, специалистов и служащих государственных казенных учреждений, подведомственных Архивному комитету Санкт-Петербурга применяется коэффициенты уровня образования и стажа работы.

Таким образом, требования к квалификации, устанавливаемые в государственных архивных учреждениях, не должны быть ниже, чем минимальные требования, указанные в профессиональных стандартах к образованию и обучению, а также к опыту практической работы. Невыполнение данного условия может быть квалифицировано как нарушение финансовой дисциплины, поскольку государственное учреждение в таком случае расходует бюджетные средства на выплаты работникам, квалификация которых не соответствует требованиям, установленным профессиональными стандартами.

В связи с утверждением в марте 2021 года профессионального стандарта «Специалист архива» в архивных учреждениях, подведомственных Комитету, был проведен анализ квалификации кадрового состава (образования, уровня знаний и умений, профессиональных навыков и опыта работы работников).

По состоянию на 01.01.2021 года численность работников, состоящих в списочном составе архивных учреждений Санкт-Петербурга составляла 576 человек, из них 346 работников, занятых на работах по основной деятельности, из которых 139 специалистов по основной деятельности соответствовали требованиям профессионального стандарта «Специалист архива», имея высшее образование  по специальностям «История», «Документоведение и архивоведение», «Архивоведение», либо уже прошедшие профпереподготовку,  а  207  - нет.

В целях проведения мероприятий направленных на соответствие профессиональному стандарту «Специалист архива» в течение 2021 – 2022 годов профессиональную переподготовку прошли 110 сотрудников петербургских архивов. Обучение проводилось по программам «Архивоведение» и «Архивоведение и документоведение» в следующих учебных заведениях: ВНИИДАД; ООО «Современные Архивные Технологии», Автономная некоммерческая организация «Институт профессионального образования»; Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Единый Центр Подготовки Кадров»; Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский университет повышения квалификации и профессиональной переподготовки» и др.  Обучение работников проводилось как за счет личных средств сотрудников учреждений, так и за счет бюджетных средств.

На сегодняшний день, с учетом движения кадров,  требуется  обучить еще 120 специалистов.

Одновременно, в архивных учреждениях проведена работа по установлению в должностных инструкциях работников основных требований к образованию и квалификации в соответствии с действующим законодательством. Должностные инструкции разработаны с учетом минимальных требований, указанных в профессиональном стандарте к образованию и обучению, а также к опыту практической работы. При подборе персонала для замещения должностей  к соискателям предъявляются соответствующие Стандарту требования.

Проблемы.

В современных реалиях направления деятельности «специалиста архива» гораздо шире, чем описывает стандарт: это и оцифровка (сканирование) архивных документов, это подготовка виртуальных выставок, и публикации  в социальных сетях и пабликах, что требует иных профессиональных навыков и знаний, нежели указанные в стандарте. В реестре профстандартов таких профессий нет.

Кроме того, за рамками профессиональных стандартов, о которых шла речь оказалось такое направление как реставрация архивных документов, микологическое обследование документов и помещений,  микрофильмирование ОЦД, выполняемые Лабораториями при архивных учреждениях или как самостоятельными учреждениями. Наша Лаборатория  руководствуется при определении уровня профподготовки и навыков Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов». Процент работников ЛОСД ГАУ имеющих необходимый уровень образования, на сегодняшний день составляет 70 % от общего числа специалистов по основной деятельности. Этот показатель достигнут в период с 2020 по 2022 год благодаря обучению сотрудников Цеха микрофильмирования и копирования особо ценных документов по профессии рабочего «Оператор аппаратов микрофильмирования и копирования 4 разряда», а также обучению в форме профессиональной переподготовки работников Цеха реставрации особо ценных архивных документов, Цеха переплета особо ценных архивных документов. Вместе с тем, в Лаборатории остается большое количество работников, имеющих длительный  стаж работы, но  не имеющих профильного образования, при чем отсутствие у них среднего профессионального и (или) высшего образования является препятствием  к освоению дополнительных профессиональных программ (в соответствии с пунктом 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499, допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование).