Опись 1.
Балтийский судостроительный и механический завод
(в ведении Морского министерства)
Балтийский судостроительный и механический завод, расположенный в устье реки Невы, в местности, называемой Чекуши, был основан 1 мая 1856 г. компаньонами - временным 1 гильдии купцом М.Е.Карром и великобританским подданным М.Л.Макферсоном(*1).
11 ноября 1871 г. компаньоны подали главному командиру Петербургского порта заявление о неимении у них денежных и материальных средств на продолжение деятельности завода(*2).
19 июня 1872 г. Петербургский коммерческий суд постановил: Макферсона, Карра и Ко признать должниками несостоятельными(*3).
В 1873 г. в Англии было учреждено акционерное общество(*4), которое 15 марта 1874 г. получило разрешение на приобретение Балтийского чугунолитейного судостроительного и механического завода М.Е. Карра и М.Л.Макферсона(*5) Для управления делами общества, названного "The Baltik Iron Ship Building and engineering company, limited", 23 апреля 1874 г. в России было учреждено особое ответственное агентство, к которому могли обращаться по своим делам, касающимся общества, как правительство, так и частные лица, и действия которого были обязательными для общества(*6).
В 1877 г. Английское акционерное общество было преобразовано в Русское под названием "Балтийское железоделательное и механическое общество"(*7). В уставе общества, утвержденном 20 мая 1877 г., было записано, что управление делами общества вверяется правлению, которое состоит из 3 директоров, и пока Морское министерство владеет не менее, как четвертой частью акций общества, ему предоставляется право назначать одного из директоров(*8).
Русское акционерное общество, также как завод Карра Макферсона и Английское акционерное общество, не сумело ликвидировать огромную задолженность Морскому министерству и другим казенным и частным предприятиям. Поэтому на чрезвычайном общем собрании акционеров20 октября 1884 г. было решено: не останавливая деятельности Балтийского акционерного общества прекратить и впредь до окончательного его закрытия возложить заведование всеми делами общества на Ликвидационную комиссию. Эта комиссия просуществовала до 1 июня 1894 г.(*9)
В период деятельности Ликвидационной комиссии было разработано и 20 декабря 1893 г. утверждено положение об управлении заводом. С 1 января 1894 г. оно было введено в действие. Согласно этому положению Балтийский завод передавался в ведение Морского министерства и подчинялся управляющему Морским министерством. Непосредственное управление вверялось правлению, состоящему из трех членов, и управляющему заводом, который избирался управляющим Морским министерством и назначался царским приказом по Морскому ведомству. Положение вводилось временно на 3 года(*10). 27 апреля 1898 г. было утверждено постоянное положение об управлении заводами Морского ведомства: Балтийским и Обуховским. Управление каждым заводом вверялось правлению и начальнику завода, подчиненным управляющему Морским министерством. Правление состояло из председателя и трех членов(*11).
3 декабря 1907 г. было принято новое положение об управлении заводами Морского ведомства: Балтийским, Адмиралтейским, Обуховским и Ижорским. Управление этими заводами вверялось особым для каждого завода начальникам и двум правлениям: одному, общему для заводов Обуховского и Ижорского. Правления и начальники заводов подчинялись товарищу Морского министра. Число членов правления увеличивалось до 5 человек, не считая председателя(*12).
20 октября 1914 г. было утверждено еще одно положение об управлении заводами Морского ведомства. По этому положению заводы подчинялись непосредственно товарищу морского министра, управление заводами вверялось начальникам заводов и Совету управления делами заводов, т.е. два общих правления.
--
1. .Балтийский судостроительный и механический завод Морского министерства. Исторический очерк. Изд.А.С.Шустова, СПб, 1903.
2. Ф.1304, оп.1, д.1312,л.252 об.
3. Там же , л.255
4. Там же, л.255 об.
5. ПСЗ,собр.2-е, т.ХLIХ, ст.53253
6. Там же, ст.53424
7. Там же, т.LII, ст.57387
8. ПСЗ, собр.2-е, т.II, ст.57387
9. Ф.1304,опись1,д.2733,л.23
10. ПСЗ,собр.3-е,т.ХIII, ст.10174
11. ПСЗ, т.ХVIII, ст.15322
12. ПСЗ,т.ХХVII, ст.29822
13. Собрание узаконений и распоряжений правительства, N307, ст.2868
14. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства, N4, ст.58
литерных 6 (восемь) единиц хранения 119-а, 471-а, 1994-а, 2355-а, 2890-а,299-б;
пропущен 1 (один) номер 1151.
Выбыли, как не подлежащие хранению 569 единиц хранения (см. дело фонда, дополнение к приложению к акту проверки от 20.08.1954 года)
Переданы на хранение в ГАОРСС 193 единицы хранения (смотри дело фонда, акт передачи от 04.12.1947 года и дополнение к приложению к акту проверки от 20.08.1954 года)
Выбыли 16 (шестнадцать) единиц хранения - 211, 212, 213, 214, 215, 324, 325, 340, 1407, 1408, 1409, 1410, 2526, 2658, 3156, 3157 (смотри дело фонда, заключение, утвержденное 03.07.1956)
Разделены на 2 части 4 (четыре) дела – 70, 71, 83, 85.
Главный хранитель фондов И.Б.Слободник
07.09.2015г.