Публикации ЦГАЛИ СПб

null Николай Алексеевич Левицкий (1911-1982). Творческий путь режиссера-документалиста

27 декабря 2020 года исполнилось 109 лет со дня рождения одного из талантливейших отечественных режиссеров-документалистов. Киноработы Николая Левицкого – это не просто документальные картины, посвященные одним из самых значимых событий в истории России и не просто фильмы о выдающихся деятелях науки и искусства. Это фильмы человека о людях.

Николай Левицкий всегда старался принести что-то новое в свои фильмы: не сухое изложение фактов или демонстрацию кадров архивной кинохроники, фотодокументов, текстов, но старался рассказать историю и изложить факты сквозь восприятие тех или иных событий. Без преувеличения, Левицкий оживлял прошлое через объектив кинокамеры. Оживлял то, через что ему самому когда-то пришлось пройти. Жизнь Николая Левицкого – наглядный образец мужественности, упорства, верности своему делу, стране, народу, истории.

Родился будущий режиссер в селе Пенья Грязовецкого района Вологодской области в бедной семье. По воспоминаниям самого Николая Алексеевича, семья жила очень бедно, своего хлеба никогда не хватало до нового урожая. И пусть семейство не было обеспеченным, счастье для маленького мальчика находилось в другом – в его отце.

Отец Николая Левицкого трудился в церкви псаломщиком. Сам пахал землю, сеял хлеб. Позже он женился на матери будущего режиссера, местной крестьянке – Анне Павловне Грачевой. Жизнь отца семейства была не только тяжелой, но и весьма короткой: умер он в возрасте 43 лет. Впрочем, не смотря на все трудности, отец Николая Алексеевича обладал живым умом, любопытством, неуемной энергией. Он много читал, интересовался театром, и даже сам ставил спектакли с участием учителей и учащихся местной сельской школы. Являясь старшим из девяти детей, Николай Левицкий и сам участвовал во многих постановках. А позже стал самостоятельно ставить школьные спектакли, среди которых особой популярностью пользовались водевили А.П. Чехова.

 

 

С

кинематографом Николай Левицкий впервые познакомился в 1927 году, когда в село приехала кинопередвижка в лошадиной упряжке. Электричества не было, поэтому мужики, сменяя друг друга, крутили ручку динамомашины. В тот вечер показывали фильм режиссера Владимира Гардина «Поэт и царь», который произвел неизгладимое впечатление на юного режиссера.  Особенно сильно юношу поразили кадры, где А.С. Пушкин сочиняет стихи. Следующим незабываемым киновпечатлением стала картина Александра Довженко «Земля».

Покинув родное село, он поселился на железнодорожной станции Исакогорка, где работал кочегаром. Возможно, именно в те дни ему в голову пришла мысль стать кинорежиссером. Вскоре были поданы документы в Государственный институт кинематографии и успешно пройдены вступительные испытания. В 1932 году Сергей Михайлович Эйзенштейн, будучи одним из преподавателей, отобрал к себе в группу 19 студентов, в число которых вошел и наш герой. Об учебе у Сергея Эйзенштейна Левицкий написал в очерке «Штрихи к портрету». 

Институт Николай Левицкий успешно закончил в 1936 году, защитив дипломную работу о композиторе Бетховене. После института он отправился служить в армию, отучился в авиашколе, а после демобилизации попал на работу в качестве ассистента режиссера сначала на киностудию «Ленфильм», а затем на «Белгоскино». Война застала режиссера в Минске. Город страшно бомбили уже в первый день войны. Левицкий покинул горящий Минск, направился в Москву, а позже был направлен в Ленинград. В качестве ассистента кинорежиссера Михаила Константиновича Калатозова, который в тот момент снимал короткометражную картину о летчиках («Воздушный патруль»), Левицкий остался в Ленинграде.

Летом 1941 года еще ни у кого не возникало сомнений, что коварный, кровожадный враг будет разбит. Но война затянулась, а Николай Левицкий на целых 15 лет оказался оторванным от дела всей жизни – от кинематографа. Работая и в качестве члена, а позднее и командира рабочего отряда, в задачи которого входила защита здания киностудии от зажигательных бомб, Левицкий решил идти в действующую армию на Ленинградский фронт. Новость об окончании войны режиссер встретил на Курляндском выступе в звании майора.

Первые киноработы Николая Левицкого были посвящены природе, которую он обожал, частенько зарисовывая наиболее красивые места, в которых довелось побывать. Затем вышли фильмы об искусстве Западной Европы: Италии, Нидерландов, Фландрии. Фильм «Пергамский алтарь», по мнению самого режиссера, стал его лучшим фильмом об изобразительном искусстве. В 1960-х годах Левицкий выпустил фильмы о русских резчиках по камню, о Василии Васильевиче Верещагине, о Исааке Израилевиче Бродском.

В 1966 году режиссер работал над лентой «Оружие сатиры», повествующей о русском сатирическом искусстве 1905-1907 годов. К слову сказать, в те годы в России выходило порядка четырехсот сатирических журналов. На их страницах появлялись произведения, полные горького сарказма, удивительные по своей смелости и политической остроте. Отечественной революционной истории режиссер посвятил более 10 лет своей жизни, создав такие фильмы, как «Выстрел «Авроры», «Ленин в Смольном», «Александр Ульянов», «Вблизи России», «Кровавое воскресенье», «Во главе государства Советов», «Искусство-народу». В каждый из этих фильмов Николай Левицкий вложил не только огромный массив исторического материала, но и многие художественные приемы, такие, как субъективная камера – то есть изображение внутреннего состояния человека, смена его мыслей и настроений через предметы и явления окружающей среды. Таким образом режиссер старался передать ощущения.  

Николай Левицкий много раз говорил, что не существует выразительных средств игрового, документального, научного кино – каждого в отдельности. Есть выразительные средства киноискусства в целом. В своей работе Николай Алексеевич использовал и субъективную камеру, и звуко-зрительную полифонию, и диалог, и прямую речь персонажей, и авторский текст. Стоит отметить, что диалог есть почти во всех фильмах Левицкого, и  в каждом случае этот диалог носит особый характер. В фильме „Искусство - народу» – это дружеская беседа. В «Александре Ульянове» – словесная схватка, непримиримое столкновение представителей двух миров, двух идеологий.

Еще одной темой в творчестве режиссера стала героика – создание фильмов о людях, совершивших подвиг. Наиболее знаменитые из них – «Великий обличитель», посвященный жизни и творчеству Льва Николаевича Толстого, «Крылом к крылу», рассказывающий про подвиг французских летчиков, решившихся сражаться с гитлеровцами вместе с советским народом в составе всем известного авиационного полка «Нормандия-Неман». Затем был снят фильм «Служу моему отечеству» об академике Иване Петровиче Павлове. В 1979 году Николай Левицкий снял фильм о конструкторе ракетно-космической техники Михаиле Кузьмиче Янгеле. Творческий путь режиссера довольно символично завершился в 1982 году работой над фильмом «Константин Батюшков», в котором много кадров отдано «батюшковским» местам Вологодчины – усадьбе Хантоново и селу Даниловское.

Николай Алексеевич Левицкий скончался 15 августа 1982 года. Этот выдающийся режиссер, герой войны, общественный деятель оставил после себя потрясающие фильмы. Органичное сочетание художественного начала с достоверностью документальных и научных фактов стали отличительной чертой творческого почерка Николая Левицкого. И труды его на ниве кинематографии не прошли незамеченными: Николай Алексеевич Левицкий получил звание народного артиста СССР, а также он был награжден орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и «Знаком Почета».

 

 

  1. ЦГАЛИ СПБ. Ф.445, Оп.1. Д.228. Л.1. Записи Н.А. Левицкого о фильме «Кровавое воскресенье». Выступление для телевидения. Автограф. 22.01.1965 г.

  2. ЦГАЛИ СПБ. Ф.445. Оп.1. Д.312. Л. 5. Автобиография Н.А. Левицкого. 1969 г.

  3. ЦГАЛИ СПБ. Ф.445. Оп.1. Д.260. Л.3. Письмо С.Д. Агавеляна, ветерана полка "Нормандия-Неман", о фильме «Крылом к крылу». 1973 г.

  4. ЦГАЛИ СПБ. Ф.445. Оп.1. Д.220. Л. 6. Фрагмент книги «Н.А. Левицкий». 1977 г.

  5. ЦГАЛИ СПБ. Ф.445. Оп.1. Д.312. Л.11. Личный листок по учёту кадров Н.А. Левицкого. 1980 г.