Публикации ЦГАЛИ СПб
null Общество изучения, популяризации и художественной охраны Петербурга
В России к 1921 году Гражданская война была закончена, как и политика военного коммунизма, началась эпоха НЭПа. В это непростое время в октябре 1921 года было создано Общество изучения, популяризации и художественной охраны Петербурга. Инициатор, именитый градозащитник Сергей Николаевич Жарновский, объединил многих деятелей культуры Петрограда и просто неравнодушных горожан c целью защитить культурное наследие дореволюционного Петербурга.
Заинтересовавшийся деятельностью этого «дедушки» Петербургских градозащитных организаций сможет найти данные материалы в ЦГАЛИ СПб. Члены Общества читали лекции, проводили экскурсии по тому, постреволюционному Петрограду и его окрестностям, причем на маршрутах стояли экскурсионные станции, где экскурсантов поили и кормили. В рамках подготовки издания сборника «Торговля, промышленность и кооперация в СССР» Общество собирало информацию не только по Ленинграду, но и по всей Советской России. В фонде так же сохранились и материалы деятельности Музея отживающего культа, акты о состоянии инвентарного имущества церквей.
Одним из заметных объектов, перешедших в 1923 году в пользование Общества стал Дом Ковригиных–Терлиговых (дом № 21 на 6 линии В. О.)
Он был на протяжении почти 100 лет родовым гнездом богатой купеческой семьи, активно занимавшейся коллекционированием предметов искусства. В здании организовали Дом Купеческого быта, а дочь последнего владельца осталась там жить и работать в качестве экскурсовода. В архиве сохранилась опись имущества дома, которое стало экспонатами нового музея.
Именно Обществу изучения, популяризации и художественной охраны Петербурга мы обязаны сохранением Летнего сада, который городские власти передали в ведение этой организации. В материалах ЦГАЛИ СПб есть описания того, как пережили статуи, украшавшие Летний сад, лихие годины революции и Гражданской войны.
Опьяненный победой пролетариат не церемонился с этими проявлениями аристократического искусства: статуи стояли исцарапанными, в трещинах, с разбитыми конечностями. Общество за свои средства провело работы по восстановлению их первоначального вида.
Первое время Общество существовало за счет пожертвований и членских взносов. Однако вскоре было найдено довольно необычное для градозащитной организации решение, вполне в духе НЭПа: был создан комитет, который стал вести предпринимательскую деятельность. Так, комитет владел кинотеатром «Корсо», который располагался в бывшем здании Государственной Думы и занимался организацией крупных городских мероприятий, например, рождественских гуляний. Немаловажным источником доходов стала типография небезызвестного издательства Брокгауза и Эфрона, которая не только издавала книги, но и обучала мальчиков типографскому делу.
Комитет просуществовал 4 года, но в 1926 году было принято решение о его ликвидации. Не имея возможности самостоятельно добывать средства к существованию, Общество продолжало свою работу, уже опираясь на поддержку государства.
Однако расцвет деятельности Общества был тесно связан с работой ликвидированного комитета. Проницательному исследователю несложно будет проследить по документам, как эта градозащитная организация постепенно сворачивала свою работу. Последние дела фонда Общества изучения, популяризации и художественной охраны Петербурга датируются 1934 годом, хотя формально оно просуществовало до 1937 года, однако дела последних лет не сохранились. История движется неумолимо, и в эпоху всепроникающих государственных учреждений, пятилеток и плана не было места самоорганизовавшимся энтузиастам.
Сегодня, хранящийся в ЦГАЛИ СПб фонд полностью оцифрован, благодаря чему, можно, не выходя из дома, погрузиться в градозащитную деятельность Ленинграда столетней давности.