Публикации ЦГАЛИ СПб
null "Я артистка!". К 135-летию со дня рождения Е.И. Тиме.
Каждый из фондов, состоящий на хранении в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), имеет свою, порой, уникальную историю. Прежде всего это утверждение касается собрания документов личного происхождения. Один из таких фондов - актрисы Александринского театра Елизаветы Ивановны Тиме (№235), документы которой поступали в ЦГАЛИ СПб на протяжении нескольких лет сначала от её воспитанницы, актрисы Сусанны Григорьевны Кларк, затем от племянника супруга артистки, Николая Николаевича Качалова.
Документы личного фонда артистки – это летопись событий театральной жизни Петербурга-Петрограда-Ленинграда за полувековую историю, с 1908 года до середины 1960-х гг. Переписка, воспоминания, личный дневник – все это является отражением богатой творческой жизни и самой Елизаветы Тиме, и многих других видных деятелей культуры нашего города.
К памяти родителей Елизавета Тиме обращалась в своих воспоминаниях часто: «…хочу рассказать о моей матери, замечательно женщине. Время идет, а ее образ не тускнеет, все шире, глубже и ценнее встает передо мною»1. Будучи оперной артисткой, Варвара Тиме запомнилась зрителям как одна из ярчайших певиц своего времени. По признанию Елизаветы Тиме, мать всегда хотела увидеть в ком-нибудь из детей осуществление своей несостоявшейся оперной карьеры. И несмотря на недолгую сценическую жизнь в стенах Мариинского театра, память о таланте Варвары Тиме еще долго жила среди театралов и критиков.
На вступительном экзамене в Петербургскую Консерваторию будущая актриса Елизавета Тиме исполнила романс М.И. Глинки «Он уехал жениться», чем вызвала неудовольствие комиссии, однако была принята при упоминании факта родства с матерью. Годы, проведенные в стенах этого учебного заведения, она всегда вспоминала с теплом. И это несмотря на то, что на период обучения пришлись и студенческие волнения, и раскол среди профессорско-преподавательского состава. Тиме отмечала, что в какой-то момент ей «захотелось не только научиться петь, но играть в опере…создавать характеры, образы, изучать эпоху, стиль»2. Именно это обстоятельство побудило артистку параллельно поступить на Драматические курсы.
Решение о поступлении на Драматические курсы было принято буквально за несколько часов до вступительных экзаменов. «Один из моих знакомых, сам державший экзамен, любивший и понимавший драматическое искусство, заехал ко мне перед экзаменом и уговорил ехать. Его поддержала моя сестра, Анна Ивановна, я одела хорошее платье и поехала на извозчике...»3, - писала Тиме. Конкурс в Театральное училище был высокий – на курсы отбирали всего 10 женщин и столько же мужчин. Поступив, Елизавета Тиме блестяще совмещала обучение в двух параллельных заведениях, однако душа ее с каждым днем все больше и больше тяготела именно к драматическому искусству и театру.
Судьбоносной стала встреча артистки с будущим супругом, Николаем Николаевичем Качаловым. Впервые молодого человека «необыкновенной красоты»4 в форме студента Горного института она увидела во время прогулки в парке. Но каково было удивление Елизаветы Тиме, когда тот самый студент был приглашен в дом ее родителей одним из их общих друзей. По другой версии, Николай Качалов был вхож в дом Тиме, как любимый ученик ее отца, горного инженера. Молодой человек преуспевал не только в постижении азов науки, но и интересовался искусством. Качалов и Тиме пели дуэтом, играли в домашних любительских спектаклях, сочиняли сценки и музыку. Логичным завершением столь теплых отношений стал брак.
Свой первый сезон на сцене Александринского театра артистка провела в 1908 году, характеризующимся временем упадка в культуре и общественной жизни страны. Когда ей, выпускнице драматических курсов, поступило предложение от Михаила Фокина попробовать себя в качестве драматической актрисы в балете «Египетские ночи», новоиспеченная артистка согласилась не раздумывая: «Приглашение участвовать в «Египетских ночах» объяснялось очень просто. В роли Клеопатры не было танцев. От исполнительницы требовалось выразительно играть и хорошо мимировать. Фокин много и внимательно работал со мной, показывал каждое движение»5. Роль Клеопатры не была большой, но однозначно являлась эффектной. Клеопатра, окруженная свитой рабов, сходила с корабля на сушу и ложилась на царское ложе. Перед ней танцевали рабы, сражались воины и происходила церемония подношений. Поскольку в роли, основанной на средствах пантомимы, были важны внешние данные, то Елизавета Тиме, еще неопытная артистка, очень волновалась. Накануне спектакля с ней случился курьезный случай: больной зуб спровоцировал отек щеки, закрывавший один глаз. Врач настаивал на удалении зуба без наркоза, в противном случае отек мог поставить под угрозу участие Тиме в спектакле. По признанию артистки, больше боли в жизни она не испытывала, однако была глубоко убеждена, что искусство стоит даже таких жертв.
Именно участие в постановке Михаила Фокина открыло перед Елизаветой Тиме все двери в Александринском театре. Заинтересованная игрой юной актрисы, с ней захотела познакомиться сама Мария Гаврииловна Савина. «Я Вас видела играющей и говорю Вам: Вы понятно не гений, но у Вас прекрасные данные, голос, лицо, фигура, дикция и Вы можете рассчитывать на лучшее. Я охотно Вам помогу…»6, - так вспоминала свою встречу с Савиной Елизавета Тиме.
Мария Гаврииловна Савина заботилась об укреплении театра молодыми талантами, в какой-то степени устроив сценическую судьбу и Анны Есипович, и Леонида Вивьена. Ее стараниями свои первые роли получила и Елизавета Тиме. Представив молодую артистку Николаю Ходотову, Савинова предопределила назначение Тиме на роли в спектаклях «На перепутье» и «Светлая личность». К 1917 году артистка уже играла в ключевых классических спектаклях Александринского театра: «Горе от ума» (1913 г.), «Бесприданнице» (1915 г.) и «Маскараде» в постановке Всеволода Мейерхольда (1917 г.).
Свой первый спектакль на главной драматической сцене Петербурга Мейерхольд поставил в год поступления Елизаветы Тиме на службу в театр. Как режиссер и актриса, они встретились лишь в 1917 году, накануне революционных событий. В своих воспоминаниях Тиме писала о работе с режиссером: «…на первой же репетиции Мейерхольд закричал мне из зрительного зала, где сидел: «Что за чепуха! Откуда Вы взяли это?!». А я придумывала разные бытовые предметы, которые оправдали бы множество мелких движений, казавшихся мне жизненными и, якобы, облегчавших мне игру. Мейерхольд строго вернул меня к первоначальному рисунку, выводил меня на авансцену, где я был совершенно одна, заставлял меня ломать руки, так, чтобы хруст пальцев был слышен публике, и вообще во всем восстановил основной замысел, - кроме тех сцен, которые счел нужным изменить или поставить заново»7.
Революция привела в театр новый тип зрителя, находящегося в поиске «своего» артиста, артиста молодого, имеющего связь с народом, в противовес артисту «недосягаемому», артисту-небожителю. И Елизавета Тиме стала одним из тех артистов, кто являлся связующим звеном между прошлым и настоящим. Новые идеи и новый уклад жизни были воплощены ею в пьесах ведущих советских драматургов: Максима Горького, Лидии Сейфуллиной и Алексея Толстого.
Наряду с произведениями новой формации, Тиме воплощала и образы классической драматургии: Ларисы в «Бесприданнице», Настасьи Филипповны в «Идиоте», Маши в «Живом трупе». Однако, артистке всегда хотелось двигаться дальше, не ограничиваясь лишь сценой родного театра. Жанр художественного чтения позволил Елизавете Тиме стать одной из виднейших артисток своего времени и создателем уникальных литературно-концертных композиций по романам отечественных и зарубежных писателей: Джона Госуорси, Ильи Эренбурга, Константина Федина. В годы Великой Отечественной войны Елизавета Тиме работала на концертной эстраде в Казани, выступая как мастер художественного слова с отрывками из произведений Александра Твардовского и Михаил Шолохова. Ее концерты проходила на производстве, в госпиталях, своим творчеством артистка призывала к боевым и трудовым подвигам во имя победы. Активная концертная деятельность Тиме даже была отмечена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». И как нельзя лучше эту часть творческого пути Елизаветы Тиме описал критик Никита Верховский, приведя слова неизвестного ленинградского поэта:
Пусть много лет еще звучат
Ваш голос золотой
И Ваше имя,
Пусть Горький, Пушкин и Толстой
С народом долго говорят
Устами Тиме!8
Елизавета Ивановна Тиме играла на сцене Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского театра) вплоть до конца 1950-х гг. Играла в тех же постановках, что и в молодости, но в ролях возрастных персонажей. Продолжила Тиме и свою активную концертную деятельность в качестве мастера художественного слова, гастролируя по просторам всего Советского Союза.
Сегодня мы вспоминаем Елизавету Ивановну Тиме как одну из ярчайших женщин своего времени, талантливую актрису и прекрасного педагога, взрастившего целое поколение артистов.
А.В. Химичева,
ведущий архивист отдела комплектования,
ведомственных архивов и делопроизводства
1ЦГАЛИ СПб. Ф.235. Оп.2. Д.115. Л.4. Отрывок из воспоминаний артистки Е.И. Тиме. б/д.
2ЦГАЛИ СПб. Ф.235. Оп.1. Д.127. Л.5. Отрывок из рукописи выступления артистки Е.И. Тиме на вечере «Содружество искусства и науки» в Горном институте. 1964 г.
3ЦГАЛИ СПб. Ф.235. Оп.2. Д.115. Л.7. Отрывок из воспоминаний артистки Е.И. Тиме. б/д.
4Там же. Л.12 об. Отрывок из воспоминаний артистки Е.И. Тиме. б/д.
5Тиме Е.И. Дороги искусства. М.: Всероссийское театральное общество, 1967. С.57.
6ЦГАЛИ СПб. Ф.235. Оп.2. Д.114. Л.4. Отрывок из дневника артистки Е.И. Тиме. 1910 г.
7ЦГАЛИ СПб. Ф.235. Оп.1. Д.83. Л.9. Отрывок из воспоминаний артистки Е.И. Тиме о Мейерхольде. 1960-е гг.
8Там же. Д.371. Л.60. Верховский Н.Ю. «Елизавета Ивановна Тиме. Очерк жизни и творчества». 1950 г.