Публикации ЦГАЛИ СПб
null «…И все-таки всегда радость!». К 100-летию со дня рождения Бена Николаевича Бенцианова
История советской эстрады неразрывно связана с именем популярнейшего с середины прошлого века исполнителя музыкальных куплетов, фельетонов и пародий Б.Н. Бенцианова (1918-2009).
Бенцианов Бен Николаевич родился 100 лет назад 3 октября 1918 года в Ростове-на-Дону. Школьные годы провел в Ленинграде. Играл в рабочем театре города Балея в Забайкалье, куда переехал с родителями в 1934 году. Вернувшись в Ленинград в 1937 году, учился в студии при Ленинградском Большом драматическом театре им. М. Горького у народного артиста СССР Бориса Бабочкина. В 1939 году был призван в армию. Участвовал в войне с Финляндией и в Великой Отечественной войне. После тяжелого ранения и демобилизации работал в Башкирской и Новосибирской филармониях, а с 1943 года в концертном бюро Ленинградской академической филармонии и в Театре драмы и комедии на Литейном.
В ЦГАЛИ СПб в личном фонде Б. Бенцианова сохранились воспоминания названные «…И все-таки всегда радость!», о начале нового творческого периода, когда он становится артистом эстрады в Ансамбле эстрадных артистов Ленконцерта под руководством А. Блехмана. «Это «событие» осталось никем не замеченным. Только того, кто был его «виновником», до сих пор не покидает удивление и еще мысль: «Неужели я тогда все сказал?». Нелегко было ему, опытному уже тогда артисту драматического театра, выйти впервые на эстрадные подмостки и принять участие в концертном обозрении «Будьте как дома!». Здесь с калейдоскопической быстротой сменялись миниатюры, интермедии, песенки, скетчи, репризы на просцениуме, танцы, пантомимические номера. Артист был занят во всех эпизодах, сыграл в тот вечер девять (!) ролей – он был гангстером и рыболовом, банкиром и бездомным бродягой, пловцом – рекордсменом, пенсионером – вахтером и даже средневековым рыцарем! В конце представления он спел заключительную песенку и вышел с партнерами на поклон. Потом вошел в гримировальную комнату за кулисами Ленинградского театра Эстрады, сел перед зеркалом и, вздохнув сказал Александру Блехману, руководителю этого коллектива «Нет! Каждый вечер я так не смогу!...». Да, это было так не похоже на то, чем он несколько лет занимался в театре. Ведь здесь он не успевал продумать, прочувствовать одну роль, как надо было срочно входить в совершенно другую. Вступать в другой сюжет, жить в другом полушарии и даже в другом веке! Это казалось ему неодолимым… Все описанное произошло со мной. Так в мартовский вечер 1951 года я был «посвящен» в артисты эстрады».1
С начала 1960-х годов Бен Бенцианов выступает один в сборных и сольных концертах, готовит эстрадно-музыкальные представления. Одна из программ, посвященная артистам эстрады, называлась «Люди с чемоданчиками». Как и герои программы, Бенцианов выступал в сотнях городов, на ударных стройках, на полюсе и на целине, за рубежом – в Финляндии, Польше, Болгарии, Венгрии.
Он умел с первого своего появления на сцене наладить контакт с публикой. Его называли блистательным, лучшим в стране куплетистом. Ни один Новогодний огонек не обходился без выступления артиста.
Многочисленные свидетельства популярности, любви и признания Бенцианова зрителями, друзьями, коллегами содержатся в его личном фонде
А.В. Грабова,
заведующая отделом комплектования,
ведомственных архивов и делопроизводства
1ЦГАЛИ СПб. Ф. 881. Оп. 1. Д. 68. Л. 1. Воспоминания Б.Н. Бенцианова. б/д.