Публикации ЦГАЛИ СПб
null «Все остается людям...»
27 июля исполнилось 115 лет со дня рождения народного артиста СССР Николая Константиновича Черкасова (1903-1966). Всенародная слава пришла к Черкасову после съемок в роли Кольки Лошака в кинокомедии «Горячие денечки» (1935), следующей была роль Жака Паганеля в фильме «Дети капитана Гранта» (1936), в 1937 году на экраны вышел фильм «Депутат Балтики», в котором молодой, 34-летний Черкасов сыграл роль пожилого профессора Полежаева. Фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) не только получил признание в стране, но был высоко оценен в мировой кинематографии, войдя в каталог лучших фильмов всех времен и народов. Профиль на ордене Александра Невского принадлежит Н.К. Черкасову - главному герою фильма. В апреле 1943 года актёра вызвали в Алма-Ату для съёмок в фильме «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. На экраны картина вышла в январе 1945 года. В 1948 году Н.К. Черкасов снялся в популярной комедии «Весна». За главную роль в фильме «Дон Кихот» (1957) Николай Константинович на международных кинофестивалях в Ванкувере и Стратфорде получает премию как лучший актёр. Он исполнитель главных ролей в кинофильмах «Счастливого плавания» (1950), «Всё остается людям» (1963) и многих других, получивших признание и любовь зрителей.
С 1933 года Николай Константинович Черкасов - актер Ленинградского театра имени Пушкина. Исполнил главные роли в спектаклях - «Дон Кихот» (1933), «Чужой ребёнок» (1934), «Мольба о жизни» (1934), «Лес» (1936), «Банкир» (1937), «Петр I» (1938), «Ленин» (1939), «Лгун» (1940), «Дон Кихот» (1941), «Накануне» (1942), «Великий государь» (1945), «Жизнь в цвету» (1946), «Борис Годунов» (1948), «Ревизор» (1952), «Они знали Маяковского» (1954), «Грозовой год» (1957), «Бег» (1958), «Все остается людям» (1959), «Маленькие трагедии» (1962) и др.
Во время Великой Отечественной войны Н. К. Черкасов вместе с труппой театра находился в эвакуации в Новосибирске. С концертной бригадой театра, созданной в 1941 году, объездил с концертами весь Балтийский флот.
В постановках театра 50-х – 60-х годов участвовала молодая в то время актриса, Вера Николаевна Вельяминова1. Ее воспоминания, написанные не по заказу, а от души - еще один штрих к творческому и человеческому облику Николая Константиновича Черкасова.
<…> Самая моя интересная работа с Николаем Константиновичем была пьеса Алешина «Все остается людям». Он играл академика Дронова – пьеса о большом советском ученом, талантливом изобретателе (он работал над мощным реактивным двигателем, который должен вывести космический корабль в межзвездные просторы). <…> Были заняты в этом спектакле Горбачев, Малютин, Фрейндлих, Штыкан, Инютина, Крымов, Вейтбрехт. Спектакль имел большой успех. В репертуаре театра он стал лидером. С ним мы объездили много городов, были и за границей и везде был оглушительный успех. Вспоминается Румыния – город Тимишоара, где в финале спектакля, уже на поклонах, вдруг сверху посыпались на всех лепестки роз. Мы все так и застыли, не выходя вперед на поклоны, это зрелище, наверное, было очень красивым.
Всплывает в памяти и другой случай в г. Целинограде (Казахстан) сейчас Акмола2. Тут сработал чисто человеческий фактор. Николай Константинович был необыкновенно добрым, чутким к людям, невзирая на свои звания. Его принимали во всех городах на самом высоком уровне. Когда мы отработали свою программу и должны были уезжать, его вызывают в обком партии и хотят наградить медалью «За освоение целины», в то время она была очень почетная. Он вдруг отказывается ее взять, говоря, что он работал здесь не один, а с товарищами. Нас тут же вызывают в обком партии и первый секретарь нам вручает эти медали, а остальным работникам выдали значки – никого не забыли. Для себя я называю эту медаль Черкасовской. Этот поступок яркий пример его существа. Еще пример со мной лично. Сижу в театре на скамеечке около гардероба, очень расстроенная. Он идет мимо и вдруг замечает меня. «Что случилось?» – спрашивает. Я запинаясь ему рассказываю о сути дела (квартирный вопрос).
Он вдруг говорит: «Я завтра иду к Толстикову (председатель Горисполкома), пойдем со мной». Я что-то залепетала, а он говорит мне время встречи и уходит. На следующий день мы были у Толстикова в Горисполкоме. Он меня представил – вопрос решился в два дня, так что и квартира моя считай «Черкасовская».
Теперь я хочу похвастаться. Николай Константинович подарил мне две свои книги. Одна называется «Записки советского актера», вторая – «Театр и кино»3. И надпись такая: Дорогой Верочке Вельяминовой от благодарных Дронова и Маяковского. С пожеланием новых совместных творческих радостных встреч». 5/XII 62 г.
Николай Константинович много ездил с делегациями по всему миру пропагандируя лозунг того времени – «Мир и дружба». Был прекрасным оратором и всегда имел политический, человеческий и творческий успех. Он был очень нужным человеком, если можно так выразиться и для театра, и для страны. Но финал его жизни как ни странно очень был печален и трагичен!!! Его очень обидели в своем родном театре близкие люди, так называемые коллеги.
А история такова.
Каждый год проходило в театре так называемое увольнение – переход наших работников театра на пенсию, вызванного якобы урегулированием заработной платы. Николаю Константиновичу сообщили об увольнении его жены. На это Николай Константинович ответил так: «Я пришел в театр с Ниной более 30 лет тому назад и уйдем мы с ней только вместе». И еще добавил: «Если нужны деньги – сэкономьте на мне, а остальных актеров оставьте!». Был худсовет и потом как он сам рассказывал – «при голосовании вместо лиц я увидел одни спины» (ведь каждому из них он помогал как мог). После этого он написал заявление и ушел из театра навсегда.
Удар был страшный, он не мог поверить, что с ним так поступили близкие коллеги. Нина Николаевна (его жена) занимала очень скромное место в труппе. Всегда соответствовала работе, какую ей поручали. Обладала очень хорошим вкусом и никогда не пользовалась именем Николая Константиновича. Надо же такому случиться, что в то же самое время его и главного режиссера театра Комедии – Акимова Н.П. приглашают в Лондон. Его приглашает английская королева, как лучшего актера Советского Союза. Вернулся домой, а его и не ждали! Он перестал быть нужен людям и театру. Встретив случайно его на улице, сказал: «Я, когда засыпаю – только тогда живу. Боль в сердце у меня осталась навсегда!».
Мои короткие воспоминания очень хочу закончить его последним монологом, действительно последним, который он произносил в спектакле "Все остается людям".
<…> «Мало сделал? Неужели для того и родился? Как живу? Не гоняюсь ли за символами? Не рву ли куска у других, чтобы самому иметь два? Для чего? Неужели я не знаю, что туда с собой я ничего не возьму? Все остается людям. И хорошее, и дурное. И в этом оставшемся - мое бессмертие или забвение. Все остается людям».
А.В. Грабова,
заведующая отделом комплектования,
ведомственных архивов и делопроизводства
_________________________________
1 В.Н. Вельяминова после окончания института в 1952 году получила направление в Ленинградский академический театр драмы и. А.С. Пушкина и 65 лет, до последних дней жизни (она скончалась 12 ноября 2017 года) числилась в труппе этого театра.
2 С 1961 по 1992 гг - Целиноград, с 1992 по 1998 гг – Акмола, с 1998 по настоящее время - Астана.
3 Правильное название книги - Николай Черкасов «В театре и в кино». Детгиз. 1961.