Публикации ЦГАЛИ СПб
null «А у меня как раз все хорошо...»
7 июля исполняется 110 лет со дня рождения Герберта Морицевича Раппапорта (1908-1983), ленинградского кинорежиссера с необычной для советского деятеля культуры личной судьбой. Родился в Вене в семье «буржуа» - так сам кинорежиссер определил свое социальное происхождение1.
И хотя главным увлечением был кинематограф, в 1927 году он поступил на юридический факультет Венского университета, который вскоре оставил и переехал в Берлин, «будучи недоволен тяжелой обстановкой в семье, и профессией, которую выбрали для меня родители» 2.
В Берлине Герберт Раппапорт намеревался «учиться профессии кинорежиссера», поскольку кинопроизводство в Вене в то время почти отсутствовало. Работал ассистентом, помощником режиссера, сценаристом в различных немецких кинофирмах. Через некоторое время ему посчастливилось стать постоянным ассистентом одного из наиболее передовых тогда кинорежиссеров Германии - Георга Вильгельма Пабста.
В 1932 году, в связи с возрастающим влиянием идеологии национал-социализма в Германии, Георг Вильгельм Пабст и Герберт Раппапорт уехали из Берлина и продолжили совместную работу во Франции. В Париже Герберту Морицевичу довелось участвовать в съемках фильма «Дон Кихот» с Федором Шаляпиным в главной роли. В конце 1933 года он переехал в США, где работал в Голливуде в фирмах «Warner Brothers» и «Paramount»3.
В 1935 году кинорежиссер «с искренней радостью принял приглашение работать в СССР»4, которое получил от советской делегации, приехавшей с визитом в США. Он задумал снимать фильм на антифашистскую тему, поэтому понимал, что это возможно только на советской киностудии.
В 1936 году, приехав в Ленинград, он приступил к съемкам фильма «Профессор Мамлок» (в соавторстве с А.Минкиным), который вышел на экраны в 1938 году. Это был первый в истории антифашистский художественный фильм.
Герберт Раппапорт привнес на киностудию «Ленфильм» элементы незнакомого до этого времени западного стиля работы: к примеру, на съемочной площадке появились стулья с надписями "Режиссер", "Оператор".
До 1941 года кинорежиссер проживал в Советском Союзе на основании вида на жительство для иностранцев, и официально все еще оставался австрийским подданным. Однако родственные связи с близкими трагически обрывались: мать и сестра погибли в 1933, а отец – в 1938 годах. «Все они погибли в результате наступающего фашизма на Австрию», - писал Герберт Морицевич5.
1941 год стал судьбоносным не только для всей нашей страны, но лично для Герберта Раппапорта. В начале года ему было предоставлено советское гражданство, а в июле 1941 года он женился. Его избранницей стала художник киностудии «Ленфильм» Лидия Петровна Шильдкнехт.
За время работы в советском кино кинорежиссер поставил не один десяток фильмов разных жанров: музыкальных, комедийных, драматических, биографических, фильмов-спектаклей. Трижды был удостоен звания лауреата Сталинской премии (в 1948, 1951, 1952 годах).
Его фильмы становились событием для нескольких поколений советских зрителей. Они вновь и вновь смотрели комедии «Музыкальная история», созданной в соавторстве с А.В.Ивановским (1940), «Воздушный извозчик» (1943), «Черемушки» (1962), биографический фильм «Александр Попов» с Николаем Черкасовым в главной роли (1949) и многие другие.
Тем не менее, советская критика не всегда разделяла мнение зрителей. Например, авторы статьи «Об идейности в киноискусстве» (1943) осудили постановщиков фильма «Воздушный извозчик» за использование в советском кино «приемов зарубежных режиссеров, которые ставят подчас картины, хорошо технически оформленные, но, как правило, пустые, безыдейные по своему содержанию»6. А вот зарубежная критика чаще была направлена на профессиональную оценку фильма. В заметке «Увлекательный советский фильм», напечатанной в газете «Hollywood Citizen-News» от 05.08.1944, отмечалось: «Режиссура Герберта Раппапорта на такой высоте и игра ведущих артистов Людмилы Целиковской, Михаила Жарова и Григория Шпигеля так совершенна, что, посмотрев этот фильм, вам кажется, что кино еще никогда не проникало в тонкости любви, все, что было создано в этом направлении раньше, не идет ни в какое сравнение с этим фильмом»7. Интересно, что в некоторых зарубежных изданиях фильм назывался «Небесное такси».
В 1970-е годы Гербертом Раппапортом был снят своеобразный цикл фильмов, в том числе одного 3-х серийного, о работе советской милиции: «Круг» (1972), «Сержант милиции» (1974), «Меня это не касается» (1976). Разработка этой темы началась с постановки психологического детектива «Два билета на дневной сеанс» (1966), который стал в 1967 году одним из лидеров проката в СССР.
Не все творческие заявки кинорежиссера получали одобрение у руководства советским кинематографом, не все режиссерские замыслы были
воплощены. Однако Герберт Морицевич продолжал жить и работать в тех условиях, которые ему даровала судьба. Советский Союз стал для него второй родиной. В нашей стране он нашел любимую работу, дом, семью и благодарных зрителей.
Его вклад в советский кинематограф был оценен: заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1947), народный артист РСФСР (1980).
У Сергея Довлатова есть микроновелла, в которой образно запечатлен Герберт Морицевич Раппапорт: «В Ленинград приехал знаменитый американский кинорежиссер Майлстоун. Он же - Леня Мильштейн из Одессы. Встретил на Ленфильме друга своей молодости Герберта Раппопорта. Когда-то они жили в Германии. Затем пришел к власти Гитлер. Мильштейн эмигрировал в Америку. Раппопорт - в СССР. Оба стали видными кинодеятелями. Один - в Голливуде, другой - на Ленфильме. Где они наконец и встретились. Пошли в кафе. Сидят, беседуют. И происходит между ними такой разговор. Леонард Майлстоун: «Я почти разорен. Последний фильм дал миллионные убытки. Вилла на Адриатическом море требует ремонта. Автомобильный парк не обновлялся четыре года. Налоги достигли семизначных цифр…». Герберт Раппопорт: « А у меня как раз все хорошо. Последнему фильму дали высшую категорию. Лето я провел в Доме творчества Союза кинематографистов. У меня «Жигули». Занял очередь на кооператив. Налоги составляют шесть рублей в месяц…»8.
В 1994 году вдова Герберта Раппапорта передала документы мужа в ЦГАЛИ СПб на государственное хранение, где был образован его личный архивный фонд. Он стал важным дополнением к документам кинорежиссера, хранящимся в фонде киностудии «Ленфильм».
Т.Н.Зверева,
заведующая отделом научного описания личных фондов, ИПС и ААТ
1 ЦГАЛИ СПб . Ф.257. Оп.19. Д.334. Л.1
2Там же. Л.15
3ЦГАЛИ СПб. Ф.581. Оп.1. Д.272. Л.9,10
4Там же. Ф.257. Оп.19. Д.334. Л.15
5Там же. Ф.581. Оп.1. Д.273. Л.24
6Там же. Д.7. Л.1
7Там же. Л.10
8Довлатов С.Д. Записные книжки. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – С.148