Публикации ЦГАИПД СПб

null Забытый герой индустриализации. Памяти Карла Мартовича Отса (6 января 1892 г. — 18 февраля 1937 г.).

Занимаясь выявлением материалов о промышленном развитии Ленинграда в 1920-1930-х. гг. нам нередко приходится сталкиваться с именем советского государственного и хозяйственного деятеля Карла Мартовича Отса. К сожалению, этот человек мало знаком широкой публике, а между тем, К.М. Отс стоял у истоков мотоциклетной, автомобильной, тракторной и танковой промышленности Ленинграда, был неутомимым организатором производства, руководил крупнейшими ведущими промышленными предприятиями города. Дабы компенсировать эту, на наш взгляд, несправедливость мы хотим немного рассказать вам об этом удивительно энергичном и деятельном человеке, настоящем «красном директоре».

ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1728. Оп. 1. Д. 449023/5. Л. 23. Карл Мартович Отс. Фотография. Дата съемки не известна.

 ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1728. Оп. 1. Д. 449023/5. Л. 23. Карл Мартович Отс. Дата и автор съемки неизвестны.

Карл Мартович Отс, эстонец по национальности, родился 6 января 1892 г. в деревне Куртна Эстляндской губернии.

В 1910 г., закончив Ревельское техническое железнодорожное училище, К.М. Отс устраивается на работу сначала в Ревельские железнодорожные мастерские слесарем, а затем в железнодорожное депо помощником машиниста.

В 1912 г. К.М. Отс переходит на работу в Ревельский военный порт в качестве     техника-указателя по ремонту военных крейсеров и подводных лодок.

В 1914 г. его призывают на военную службу в 3-й Амурский железнодорожный батальон. Всю военную компанию 1914-1918 гг. батальон занимается дорожно-строительными работами, и именно на этом поприще Карл Мартович и проявляет свои недюжинные организаторские и технические способности, благодаря которым заканчивает службу в чине младшего унтер-офицера.

В 1917 г. батальон расквартировывают на узловой станции Новосокольники в Псковской губернии. Эта станция в то время имела чрезвычайно большое значение. Через нее шла значительная часть снабжения войск Северного фронта, прикрывающего столицу Российской империи. Именно там К.М. Отсу предстояло сделать свою революционную карьеру. Большой личный авторитет, заработанный в среде сослуживцев, привел К.М. Отса сначала к избранию в члены ротного комитета, затем батальонного комитета, а в сентябре 1917 г. он становится депутатом Новосокольнического Совета рабочих и солдатских депутатов. Октябрьские события приводят Карла Мартовича к избранию его Комиссаром станции Новосокольники, а в последующем и председателем Новосокольнического ревкома. В январе 1918 г. Карл Мартович вступает в партию большевиков. В том же месяце, с распадом старой армии, прекращается его военная служба. После завершения полномочий ревкомов власть переходит к Советам, и К.М. Отса избирают председателем исполкома Новосокольнического Совета.

На этой должности Карл Мартович вновь проявил себя как энергичный организатор и руководитель. При нем в Новосокольниках был открыт приют для беспризорных детей, которых много скопилось на станции, а также учреждение для одиноких престарелых граждан. Намечались планы строительства электростанции, которая снабжала бы электричеством и поселок, и железную дорогу – об этом К.М. Отс ходатайствовал перед Советом народного хозяйства. Были начаты работы по мощению улиц поселка, проложены первые водопроводные линии и начата организация централизованного водоснабжения. Специально созданный отдел исполкома Совета вел регистрацию прибывающих беженцев и осуществлял выдачу им продовольствия.  А поскольку вокруг бушевала Гражданская война, Карлу Мартовичу нередко приходилось заниматься и организацией обороны поселка, то от войск Керенского-Краснова, то от наступающей германской армии, то от пробирающихся на юг украинских самостийников, то от банд зеленых.  

К.М. Отс руководил Новосокольниками до июля 1919 г. Летом 19-го он был избран председателем Опочецкого уездного исполкома, а спустя несколько месяцев переведен в губернский Псков. В октябре 1919 г. К.М. Отсу приходится вновь взять в руки оружие и в составе добровольческого Коммунистического батальона оборонять Псков от войск Северо-Западной Армии генерала Юденича. После отражения второго похода белых на Петроград Карл Мартович Отс возвращается к мирной жизни и в 1919-1922 гг. занимает пост председателя Псковского губисполкома и губернского экономического Совета. Именно под его руководством разрабатывался первый хозяйственный план Псковской губернии на 1920-1921 гг.

В начале 20-х годов стартует грандиозный план электрификации России. Первенцем ГОЭЛРО становится Волховская ГЭС. На эту важнейшую для страны стройку посылают самых умелых и проверенных. 22 января 1922 г. сюда откомандировывают  К.М. Отса. В 1922- 1924 гг. он занимает пост уполномоченного Северо-Западного бюро Центрального Комитета РКП(б) и политического комиссара на строительстве станции. Построенная с его участием Волховская ГЭС сыграла огромную роль в развитии промышленности страны в 1920—1930 гг. Станция дает энергию и сегодня.

Там же. Д. 449023/4. Л. 36, 37. Краткая автобиография уполномоченного Севзаппромбюро при строительстве Волховской ГЭС К.М. Отса. 7 июня 1923 г.

Там же. Д. 449023/4. Л. 36, 37. Краткая автобиография уполномоченного Севзаппромбюро при строительстве Волховской ГЭС К.М. Отса. 7 июня 1923 г.

В 1924-1930 гг. Карла Мартовича назначают председателем Правления треста ленинградских заводов массового производства «Тремасс». Там он загорается идеей создания массового, доступного любому советскому рабочему мотоцикла. Карл Мартович лично возглавляет комиссию по выбору подходящей для заимствования зарубежной модели, лично посещает заводы в Германии, Англии и Франции. Приглашает в Ленинград ведущих советских инженеров и организует производство. Так появился первый серийный советский мотоцикл Л-300 «Красный Октябрь».

Там же. Л. 7. Характеристика на председателя Треста массового производства, члена ВКП(б) Отса Карла Мартовича. [1926 - 1927 г.]

Там же. Л. 7. Характеристика на председателя Треста массового производства, члена ВКП(б) Отса Карла Мартовича.   [1926 - 1927 г.]

26 сентября 1930 г. Карл Мартович Отс был назначен директором старейшего и крупнейшего гиганта машиностроения: завода «Красный Путиловец» - ныне Кировский завод Санкт-Петербурга.

К.М. Отс руководил заводом 6 лет. Именно в годы своего руководства заводом он был награжден Орденом Ленина (1932 г.). Заслуги его отмечались самим наркомом тяжелой промышленности Серго Оржоникидзе. В приказе за его подписью говорилось: «…За умелую и энергичную работу объявляю благодарность тов. Отсу К.М. и предлагаю учредить на Кировском заводе мемориальную доску, на которую занести тов. Отса К.М. как организатора передового предприятия…». За шесть лет под его руководством коллектив краснопутиловцев освоил производство тракторов Универсал-1 и Универсал-2, 75-тонного крана для железных дорог, знаменитого трехбашенного среднего танка Т-28, создал первый советский лимузин Л-1 .

Там же. Д. 449023/2. Л.1-1об. Личный листок по учету кадров К.М. Отса. 4 октября 1933 г.

Там же. Д. 449023/2. Л.2-2об. Личный листок по учету кадров К.М. Отса. 4 октября 1933 г.

Там же. Д. 449023/2. Л.1-2об. Личный листок по учету кадров К.М. Отса. 4 октября 1933 г.

Тучи над Карлом Мартовичем стали сгущаться с разработкой и освоением производства экспериментального колесно-гусеничного танка Т-29. Затянувшиеся работы над сложной и дорогостоящей моделью танка спровоцировали целый виток репрессий в танковой промышленности, тогда были расстреляны и отправлены в лагеря десятки инженеров и организаторов производств. Хотя самого К.М. Отса обвинили в создании троцкистко-зиновьевской группы, на тот момент ареста ему удалось избежать. 

Карл Мартович был переведен на Ижорский завод, производивший броневые сплавы и корпуса танков Т-26. Правда, руководил он им недолго и в феврале 1937 г. был направлен на Урал начальником строительства нового гиганта индустрии - Челябинского тракторного завода имени И.В. Сталина.

К сожалению, там, на Урале Карл Мартович закончил свой жизненный путь. Существует несколько версий его гибели.  Первая гласит, что К.М. Отс умер от тяжелой болезни вскоре по приезду в Челябинск. Но, до того, насколько это известно, серьезных проблем со здоровьем у него не наблюдалось. Вторая говорит о том, что Карл Мартович все-таки был арестован и расстрелян.  Однако, в базе данных репрессированных и впоследствии реабилитированных граждан его фамилия не значится. Наиболее же популярной является версия о том, что К.М. Отса собирались, но не успели арестовать. Зная о предстоящем аресте, он, не дожидаясь, свел счеты с жизнью. Видимо, этим объясняется, что его имени нет в списках репрессированных.

Впоследствии доброе имя талантливого руководителя, «красного директора»  Карла Мартовича Отса было восстановлено. В 1967 г., в год 50-летия Октябрьской революции, улица Армейская г. Новосокольники была переименована в улицу Отса.  А 7 ноября 1997 г. на одном из домов по улице его имени появилась мемориальная доска.

Главный архивист
отдела научно-публикаторской и выставочной работы
К.Н. Мерзляков