Публикации ЦГАИПД СПб

null Cтановление танковой промышленности Ленинграда. Часть 2. Средние и тяжелые танки.

По документам Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга

Виртуальный проект посвящен становлению и развитию танковой промышленности города Ленинграда. Хронологически проект охватывает 1920-е гг. – начало 1940-х гг., то есть от создания первых советских танков до начала Великой Отечественной войны. Повествование поделено на 2 части, вторая часть посвящена средним и тяжелым танкам. Танковая промышленность одна из ведущих отраслей военно-промышленного комплекса, она отражает как технический, так и научный и экономический потенциал страны. Проект рассказывает о первых, самых сложных шагах советского танкопрома, об организации производства, первых машинах, зачастую трагических судьбах их создателей. В проект вошли цифровые копии документов ЦГАИПД СПб за 1920-е - 1940-е годы из фонда Р-24 «Ленинградский областной комитет КПСС».

Материал будет интересен всем интересующимся, как историей техники, так и историей социально-экономического развития России вообще.

После масштабной чистки конца 1920-х гг. в танковой отрасли Советский Союз остался и без специалистов, и без новых перспективных разработок. Выход из сложившейся ситуации, в очередной раз, увидели в использовании зарубежного опыта. Перенимать опыт было решено сразу несколькими способами: и приглашением иностранных  конструкторов на работу в Советскую Россию, и закупкой танков и соответствующих лицензий у западных компаний.

В марте 1930 г. в СССР приехал немецкий конструктор Эдвард Гротте. Уже в апреле он получил задание спроектировать танк массой 18-20 т. Специально для этой работы на Ленинградском заводе «Большевик» было создано конструкторское  бюро АВО-5,  где кроме самого Гротте, работали и молодые советские специалисты, например, Н.В. Барыков, ставший его заместителем.

Танк был готов через год, в апреле 1931 г., после чего сразу же были начаты его испытания. Решили, что если они будут успешными, первую серию из 50-75 машин выпустить в том же году, а уже с 1932 года начать их массовое производство и произвести их не менее 2000!  Новому танку дали обозначение ТГ (Танк Гротте).  ТГ представлял собой средний танк классической компоновки с трёхъярусным комбинированным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противопульным бронированием. Танк отличался использованием большого количества оригинальных решений и новаторских разработок и серьёзно опережал общий уровень мирового танкостроения того времени.

Но, по ряду причин, эта машина так и осталась экспериментальной. Специально созданная комиссия отказалась ставить танк на вооружение из-за излишней сложности конструкции и дороговизны производства. Эдвард Гротте отправился назад в Германию. (1).

  

В это же время в 1930 г. делегация советских инженеров отправилось в «турне» по танковым заводам Германии, Франции, Чехословакии, Италии, Великобритании и США с целью закупки образцов бронетанковой техники или возможного размещения заказов.  Закончилось оно покупкой у британской фирмы Виккерс 20 танкеток Карден-Ллойд (прототип будущей советской танкетки Т-27), 15 легких танков Виккерс 6-тонный (будущий Т-26) и двух экземпляров колесно-гусеничного танка американца Джона Уолтера Кристи (будущий БТ). Но ни одна из стран не продала советской делегации средние и тяжелые танки. Единственное, что удалось, это поверхностно ознакомится с британским трехбашенным танком Виккерс 16-тонный и подписать протокол с итальянской компанией Ансальдо-Фиат о совместном конструировании тяжелого танка. Но дальше протокола дело так и не пошло.

Таким образом, если с легкими танками все складывалось более или менее удачно, то средние и тяжелые танки советским конструкторам пришлось разрабатывать самостоятельно. В багаже знаний были танк Эдварда Гротте ТГ, на глазок зафиксированные данные танка Виккерс 16-тонный, и опыт испытания экспериментального немецкого среднего танка Гросстрактор в  советско-германской танковой школе «КАМА» (Казань – Мальбрандт).    

Основываясь на данном опыте, советские конструкторы принялись за самостоятельную разработку танков в среднем и тяжелом классе.

Проектирование новых машин началось практически одновременно и велось параллельно КБ Всезоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО)  под руководством С.А. Гинзбурга и КБ АВО-5 завода «Большевик», возглавляемом Н.В. Барыковым. Первое заключило договор с Управлением по моторизации и механизации (УММ) РККА на разработку проекта и постройку к 1 мая 1932 года 16-тонного танка Т-28, а второе получило задание к 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва. Вскоре обе конструкторских организации были реорганизованы, на их основе был создан Опытно-конструкторский механический отдел (ОКМО) завода «Большевик» в Ленинграде. Возглавил ОКМО Н.В. Барыков.

В 1932 г. прототипы обеих машин были готовы, средний трехбашенный танк Т-28 и тяжелый пятибашенный Т-35.

Первый испытательный пробег по двору завода «Большевик» прототип Т-28 совершил 29 мая 1932 года. Руководство страны и армии проявляло огромный интерес к новому танку: 11 июля его продемонстрировали руководству РККА, 28 июля — партийному руководству Ленинграда во главе с С.М. Кировым. Танк произвел хорошее впечатление.

В августе - сентябре 1932 года конструкторы ОКМО, учитывая результаты испытаний и требования военных, коренным образом переработали чертежи Т-28. В результате получилась практически другая машина: изменились подвеска и трансмиссия, конструкция башен и корпуса, было усилено вооружение. Не дожидаясь изготовления опытного образца, в конце октября 1932 года Совет труда и обороны СССР принял решение об организации серийного производства танков Т-28 на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде (с 1934 г. - Кировский завод).

В конце 1933 года на заводе «Красный путиловец» было организовано специальное конструкторское бюро - СКБ-2. Его возглавил О.М. Иванов, который в ОКМО был ведущим инженером при разработке Т-28. В мае 1937 года О.М. Иванова, арестованного, а затем расстрелянного, сменил на его посту 29-летний Ж.Я. Котин. Вся дальнейшая работа по обеспечению серийного выпуска и усовершенствованию танка Т-28 проводилась под его руководством. При освоении производства Т-28 сформировалась танковая школа Кировского завода, конструкторское бюро СКБ-2 сыграло важную роль в последующем развитии конструирования тяжёлых танков в СССР.

Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течение всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. Были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. Всего за годы серийного производства заводские цеха покинули 503 танка Т-28.

Первые маневры с участием 15 танков Т-28 прошли в ЛВО в январе 1934 года. Самое большое количество Т-28, одновременно задействованных в маневрах, - это 52 машины 1-й тяжелой танковой бригады во время учений в октябре 1936 года. В докладе об этих учениях говорилось: «Танками пройдено 250 километров за три дня «боя». Мы имеем хорошие отзывы из частей о тактико-технических характеристиках Т-28, однако в части качества машин Кировский завод сделал еще не все».

Еще одним важным мероприятием, в котором постоянно участвовали танки Т-28, были парады. Начиная с 1933 года и до начала Великой Отечественной войны эти машины регулярно 1 мая и 7 ноября проходили по площадям Москвы, Ленинграда и Киева.

В сентябре 1939 года 10-я (98 танков Т-28) и 21-я (105 танков Т-28) тяжелые танковые бригады участвовали в Польском походе. Столкновений с войсками противника практически не было, бригады прошли по 350 - 400 км, с технической точки зрения танки Т-28 показали себя с неплохой стороны.

Но гораздо более тяжелые испытания ждали машину на финском фронте зимой 1939-1940 гг. В ходе боевых действий на Карельском перешейке танки Т-28 использовались по прямому назначению для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиций. И в этом они себя проявили самым лучшим образом. Т-28 превосходили Т-26 и БТ по проходимости, передвигаясь по снегу глубиной 80 — 90 см, лучше преодолевали рвы и другие препятствия, имея при этом более толстую броню (опять же по сравнению с Т-26 и БТ). Бои в Финляндии показали, что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, артиллерийские обстрелы и минные поля.

Танки Т-28 принимали активное участие в боевых действиях на первом этапе Великой Отечественной войны. Практически все эти машины были потеряны в летних боях 1941 года. Уцелевшие танки ограниченно использовались вплоть до 1944 года. Последнее свидетельство применения танков Т-28 в бою относится к июлю 1944 года. Боевые машины применялись во время наступления частей Красной Армии в Карелии. Трофейные танки Т-28 также использовались вооруженными силами Финляндии. При этом на вооружении Финляндии эти советские танки оставались вплоть до 1951 года. 

 

Что касается тяжелого Т-35, сборку первого прототипа, который получил обозначение Т-35-1, окончили 20 августа 1932 г., а 1 сентября танк показали представителям УММ РККА. Вес танка составлял 42 тонны, толщина брони — 30—40 миллиметров, в вооружение входили: одна 76-миллиметровая и две 37-миллиметровые пушки и три пулемёта. Экипаж состоял из 10—11 человек. Габариты танка были впечатляющими: длина 9,72 м.,  ширина 3,2 м; высота 3,43 м. Запас хода 150 км (по шоссе). Двигатель в 500 сил М-17 позволял развивать танку скорость до 28 километров в час.

Т-35-1 во время испытаний прошедших осенью 1932 года показал хорошие результаты и удовлетворял военных, однако было отмечено и несколько недостатков. Конструкторам предложили доработать проект по выявленным недостаткам, усилить вооружение, а также провести унификацию некоторых деталей (например, главной башни) со средним танком Т-28.

Танковое производство завода «Большевик» в феврале 1933 г. выделили в отдельный завод № 147 им. К. Е. Ворошилова, на котором приступили к доработке Т-35-1.

Второй образец, получивший обозначение Т-35-2, был собран в апреле 1933 г., а     1 мая его привлекли для участия в параде.

В августе 1935 г. Т-35 был принят на вооружение, но его серийное производство было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна.

Танк выпускался до 1939 г. Всего была произведена 61 машина.   Т-35 был самым мощным танком Красной армии 30-х годов и является единственным в мире пятибашенным танком серийного производства. До 1941 года он не участвовал в боях, однако использовался во время военных парадов, являясь символом военной мощи Советского Союза. Т-35 принимали участие в боевых столкновениях начального этапа Великой Отечественной войны, однако довольно быстро были потеряны, в основном из-за возникающих неисправностей.

Еще при работе над Т-28 у танкостроителей возникла идея о создании среднего танка на колесно-гусеничном ходу. Разработка танка началась в апреле 1933 г.  Первоначально средний колесно-гусеничный танк разрабатывался в Москве техотделом Экономического управления Объединённого государственного политического управления (ЭКУ ОГПУ) под руководством Н.А. Астрова (участвовал в работе и конструктор бронетанковой техники Н.В. Цейц). Далее разработка переместилась в Ленинград в ОКМО завода «Большевик».

 Из-за постоянных переделок чертежей сроки изготовления машин постепенно отодвигались. В апреле было решено, что танк будет закончен к 15 августа 1934 года. Но и этот срок выдержать не удалось, причём виноват оказался не столько опытный завод, сколько поставщики деталей. Первый выезд машины, получившей наименование Т-29, состоялся 12 декабря 1934 года. За период до 15 декабря состоялось ещё несколько выездов, в ходе которых был выявлен ряд дефектов.

За время работы над танком ОКМО переформировали в опытный завод №185      им. С.М. Кирова, Астров перешёл на другую должность и даже заказчик танка поменялся. 22 ноября 1934 года УММ РККА было переименовано в Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА. Н.В. Цейц стал ведущим инженером по проекту Т-29.

26 марта 1935 г. вышел приказ №51 по Наркомату тяжёлого машиностроения (НКТП) о производстве трёх образцов Т-29 в 1935 году. Фактически это можно считать началом подготовки к серийному производству.

Дополнительной задачей для завода №185 стала подготовка кооперации с другими предприятиями. Уже к 19 мая 1935 г. была подготовлена сводка по кооперации. Всего в список задействованных предприятий вошло 25 заводов, включая «Большевик», завод №7, Ижорский завод и ряд других. С 5 мая 1935 г. начались работы по разработке эталонного образца Т-29.

Т-29 выглядел очень перспективной машиной. Кроме того, он стал примером удачного сотрудничества большого числа заводов. За умелую организацию производства опытных образцов многие сотрудники завода №185 получили правительственные награды. На тот момент казалось, что у машины светлое будущее. В АБТУ КА на новый танк серьезно рассчитывали. Предполагалось, что именно Т-29 станет основным средним танком, и уже в 1936 году он должен был производиться на Кировском заводе вместо Т-28. На тот момент с производством Т-28 на Кировском заводе дела обстояли не очень хорошо. За 1935 год удалось сдать всего 32 танка, то есть в среднем строилось чуть больше 2,6 танков в месяц. Машина получилась не только сложной, но и очень дорогой: в 1938 году цена на Т-28 составляла 380 тысяч рублей за штуку. За те же деньги можно было построить 3 БТ-7 или почти 5 Т-26. Дороже был только Т-35 (500 тысяч рублей за штуку).

АБТУ КА заключило с Кировским заводом соглашение о выпуске 10 Т-29 за      1936 г., но по состоянию на июнь 1936 года Кировский завод и завод №185 только продолжали работу по устранению недостатков, выявленных по итогам испытаний. Начальник АБТУ КА И.А. Халепский заваливал заводы письмами, в которых требовал срочно форсировать работу по танку, но эффекта от этого было немного. Осенью-зимой 1936 г. переписка с взаимными обвинениями между заказчиком и исполнителем только возрастает, причём завод №185 в ряде случаев оказывался прав. Например, в конце лета 1936 года АБТУ потребовало увеличить башню для размещения в ней трёх человек, и это при том, что за год до того военные сами отказались от аналогичного предложения завода №185. Постоянные изменения, вносимые в конструкцию нового танка, привели к тому, что ни о каких 10 машинах за 1936 г. и речи быть не могло. К сборке эталонного Т-29 Кировский завод приступил только в ноябре 1936 года. Да и этот процесс шёл не гладко. В декабре обнаружили ошибки в чертежах корпуса танка. В результате уже изготовленную орудийную башню забраковали. Ошибки стали результатом несогласованности между заводами. Кроме того, сверху приходили всё новые и новые распоряжения с просьбами о тех или иных изменениях в конструкции.

В конце концов, эталонный образец танка был готов только к декабрю 1936 г. Еще год длились его заводские испытания. В итоге, Т-29 получился слишком дорогим. Первый образец обошёлся почти в два миллиона рублей, естественно, серийная машина получилась бы дешевле, но всё равно она была бы существенно дороже Т-28. Второй эталонный образец так и не был построен, а тему Т-29 окончательно закрыли постановлением №198сс Комитета обороны при Совете народных комиссаров (СНК) СССР от 7 августа 1938 года. Тогда же прекратились работы по легкому танку Т-46 и некоторым другим разработкам. 

      

 

 Для многих создателей Т-29 работа над этой машиной закончилась трагически. Начальник АБТУ КА И.А. Халепский был расстрелян. Ещё раньше, в мае 1937 г. та же участь постигла О.И. Иванова, главного конструктора СКБ-2 Кировского завода. Вообще срыв работ над легким танком Т-46 и средним Т-29 привели к «раскрытию» целых серий заговоров в бронетанковой отрасли. В итоге по танкопрому был нанесен сильнейший удар, оправиться от которого удалось еще не скоро.

К счастью чистка, 1936-1937 годов оказалась последней крупной силовой акцией против инженерной и управленческой элиты танковой промышленности. Партийное руководство после двух волн репрессий (первая была в конце 20-х) постепенно осознало, что обескровливание танкостроения приведет к неминуемому краху обороноспособности страны перед лицом назревающей войны.

 

 

Ведущий архивист ЦГАИПД СПб

Мерзляков К.Н.