null Взаимодействие Государственного архива Вологодской области с образовательными учреждениями

Презентация

Традиционное взаимодействие архивов с учреждениями образования выходит на новый, более динамичный, интересный уровень, внедряя в архивную терминологию понятие «архивная педагогика».

Сотрудничество в образовательной сфере, безусловно, одно из важных направлений деятельности архивов. Государственный архив Вологодской области проводит работу с общеобразовательными, профессиональными образовательными учреждениями, а также с учреждениями высшего и дополнительного образования и их учредительными органами.

Особое место в образовательном процессе на современном этапе уделяется воспитанию чувства патриотизма, формированию интереса к историческому и духовному наследию страны и родного края. В этой связи, большую значимость приобретает работа со школьниками. Для реализации педагогических задач архивы, в сотрудничестве с образовательными учреждениями, используют как привычные, так и новые формы работы. В течение года архивом проводятся лекции, школьные уроки, экскурсии, сотрудники участвуют в подготовке и проведении тематических школьных «исторических гостиных».

 Уроки проводятся в школах, в читальных залах архива в основном по запросу учебных заведений. Серьезным препятствием для систематического проведения занятий является отсутствие специального помещения. В текущем году эта проблема была решена за счет участия архива в масштабном просветительном проекте по популяризации и использованию историко-научного наследия Х.С. Леденцова, реализуемом на территории Вологды в 2023-2025 гг. В ходе его осуществления, архивистами была подготовлена электронная презентация «Я вернулся в свой город…» и разработано информационное сопровождение к ней. Материалы были предоставлены в Управление образования Администрации города Вологды и распространены им во все школы города для проведения уроков. В целях разъяснения использования результатов исследования в обучающем процессе, для педагогов школ архивистами были проведены два практических занятия.

Выбор объекта изучения не случаен. Христофор Семенович Леденцов – личность примечательная во всех отношениях. Вологодский купец 1-й гильдии, общественный деятель, меценат и благотворитель Всероссийского масштаба, основатель Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений, девизом которого стал лозунг «Наука, труд, любовь, довольство». При жизни он передал на нужды общества капитал в виде процентных бумаг, номинальная стоимость которых составила 100 тыс. руб. По духовному завещанию почти все свое состояние (около 2 млн. руб.) Христофор Семенович оставил на нужды организуемого им общества. При участии капитала Х.С. Леденцова проводились научные исследования В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Е. Чичибабина. На средства основанного им общества была построена и оборудована физиологическая лаборатория И.П. Павлова, аэродинамическая лаборатория Н.Е. Жуковского, в Крыму было завершено строительство Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского.  

Воспитывающая роль личности заключается в возможности создания в процессе обучения морально-нравственных, ценностных ориентиров, образца поведения в обществе. Жизнь, общественная и благотворительная деятельность Х.С. Леденцова, его подвижническое служение российской науке, несомненно, может стать таким примером.

Уроки на основе подготовленного архивистами материала проводились  во 2-11 классах, адаптация архивной информации осуществлялась непосредственно педагогами в зависимости от возраста учащихся. Документы использовались как иллюстративная, доказательная база к рассказу.  К концу учебного 2023/24 года на занятиях побывало 3 380 детей. Работа будет продолжена и в следующем учебном году. Данный опыт служит примером того, как при отсутствии собственной площадки для проведения мероприятий, ограниченности во временных и кадровых ресурсах реализовывать воспитательную и обучающую функции архивного учреждения.

Проект «Я вернулся в свой город…» дал возможность архивистам внести свою лепту в подготовку и проведение школьных «исторических гостиных» в качестве лекторов и экспертов. В данных мероприятиях принимают участие школьники города, которых поощряют подобными тематическими встречами за успешную учебу. Они проходят на территории архива и в школах города. Изучение заданной темы подкрепляется атмосферой мероприятий, погружением в историческую эпоху, театрализованной деятельностью, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет расширить кругозор учащихся, развить их коммуникативные навыки, образное мышление, воображение. 

Интересным событием стало участие архивистов в записи семиклассниками школы № 9 видеоинтервью для 3-го Всероссийского конкурса по истории предпринимательства «Наследие выдающихся предпринимателей России» в номинации «Диджитал формат». Локацией для съемок было выбрано хранилище архива, где сотрудник ответил на вопросы о биографии и семье Леденцова, документах вологодского периода его жизни. На конкурс было заявлено 300 работ из 122 учебных заведений различных регионов страны. Вологодские ребята получили бесценный опыт, незабываемые впечатления и стали финалистами конкурса.

На протяжении многих лет архив является базой для прохождения практики студентами Института социальных и гуманитарных наук Вологодского государственного университета, Вологодского колледжа технологии и дизайна и Вологодского колледжа связи и информационных технологий. Обучение дает молодым людям довольно полное представление о каждодневной работе архивиста или делопроизводителя, и позволяет «попробовать» себя в профессии.

Со всеми учебными заведениями заключается договор, в котором оговариваются сроки, программа и тематика проводимых занятий, план которых составляется на основе программы практики, предоставляемой учебными заведениями. Целью ее является изучение студентами основных направлений деятельности архива, закрепление теоретических знаний, полученных ими в ходе обучения, приобретение навыков в сфере профессиональной деятельности. Ежегодно архивную практику проходят 20-30 студентов второго курса университета и по 2-3 учащихся колледжей. Специалисты архива также являются рецензентами дипломных работ учащихся Вологодского колледжа технологии и дизайна.  

Эффективность практики зависит от профессионализма сотрудников архива, их педагогического таланта, качества подачи учебного материала и мотивации учащихся к его освоению. Информация предлагается в форме лекций, экскурсий, бесед, практических занятий.

Например, учащиеся двух групп студентов-историков приходят на занятия раз в неделю на протяжении четырех месяцев, слушают курс лекций о работе архивного учреждения, его истории, структуре, составе фондовых коллекций, документальных богатствах, посещают с экскурсиями все структурные подразделения архива, знакомятся с научно-исследовательской и просветительной работой. Для получения практических навыков учащиеся направляются в подразделения, где переводят научно–справочный аппарат из бумажного в электронный вид, а именно вводят информацию в базы данных «Архивный фонд» и «Учетные карточки членов и кандидатов в члены ВКП(б) образца 1926 года». Ввиду отсутствия в архиве свободных помещений для размещения большого числа практикантов, часть из них работает при помощи удаленного доступа. Сотрудники производят обязательную верификацию введенных студентами данных. Специальная программа позволяет конвертировать их в программный комплекс «Архивный фонд».  Опираясь на опыт предыдущих лет можно утверждать, что большинство учащихся относятся к порученной работе ответственно и ошибок допускает немного.

Особый интерес у практикантов вызывает поисковая работа по запросам, для организации которой они по очереди направляются в обособленное структурное подразделение Областной архив по личному составу. Там, при консультативной помощи специалиста, обучающийся проходит полный цикл подготовки архивной справки.

Один из самых эффективных методов обучения – командная игра. На финальном занятии второй год проводится интеллектуальная игра «ГАВО-квиз» на знание исторического, краеведческого материала и закрепление знаний, полученных в архиве в ходе практики. Особенный интерес и дополнительные эмоции мероприятию придает использование соревновательного элемента. Ребятам нужно не просто дать правильный ответ, необходимо учесть мнение всех членов команды, наработать навык коллективного решения поставленных задач. Автором-разработчиком игры является весь коллектив Госархива Вологодской области. Ответы на все вопросы содержатся в теоретическом курсе лекций, экскурсий и практических занятий.

По запросу ВУЗов сотрудники архива проводят экскурсии по выставкам, выступают на организуемых ими научных и научно-практических мероприятиях. Так, в 2023-2024 гг. архивисты участвовали в 5 таких конференциях и круглых столах с 11 докладами. Следует отметить, что по итогам круглого стола «Патриотическое воспитание как основа духовно-нравственного формирования студенческой молодежи (к 80-летию Сталинградской битвы)» был выпущен сборник материалов со статьями сотрудников архива о документальных источниках периода Великой Отечественной войны и практическими рекомендациями педагогам по их использованию в патриотическом воспитании молодежи.  В этот же период архивом, проведена совместная работа с Вологодским институтом права и экономики, по подготовке экспозиции по истории уголовно-исполнительной системы России. В 2023 г. по инициативе Вологодского государственного университета архивисты приняли участие в съемке фильма о документах архива периода Великой Отечественной войны в качестве экспертов. Также, в рамках встреч с выпускниками прошлых лет, состоялась беседа студентов-первокурсников исторического факультета с руководителем учреждения, который рассказал будущим историкам о своей учебе, познакомил с деятельностью архива, ответил на вопросы гостей.

Работа с учреждениями дополнительного образования проводится отделом комплектования Государственного архива Вологодской области  в виде лекций и семинаров для лиц, ответственных за архив в государственных и муниципальных органах власти, учреждениях различных форм собственности. Около 10 занятий ежегодно проходят на базе коммерческого учреждения Института повышения квалификации и 2-3 раза в год на базе подведомственного Департаменту культуры Центра народной культуры. Кроме того, проводятся лекции и семинарские занятия в организациях – источниках комплектования ГАВО, на которых присутствует до 30 человек, из Вологды и районов области. Параллельно ведется онлайн трансляция для тех, кто не может присутствовать лично.

Занятия в сфере дополнительного образования способствуют более качественному комплектованию, хранению и учету документов в организациях и последующему поступлению их в архив в упорядоченном виде.

Взаимодействие архивов и образовательных учреждений процесс взаимовыгодный. Мероприятия, подготовленные профессиональными архивистами, являются несомненным подспорьем для учителей в их педагогической и внеурочной деятельности. Архивисты, сотрудничая с организациями образования, принимают прямое и опосредованное участие в обучающем и воспитательном процессе, а также реализуют просветительную миссию архива, и, выходя на более широкую аудиторию, выполняют задачи по популяризации документального наследия Российской Федерации.