null Некоторые вопросы современного правового обеспечения архивного дела на примере Калининградской области
Сегодня невозможно представить какую-либо сферу человеческой деятельности без правового регулирования, архивная отрасль не является исключением.
В Калининградской области закон, регулирующий отношения в сфере архивного дела был принят Областной Думой в 2006 году с последующими изменениями. В законе сформулировано понятие «Архивный фонд Калининградской области». Сегодня в состав Архивного фонда Калининградской области входит не многим более 1 миллиона 200 тысяч единиц хранения.
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 16 декабря 2020 г. № 911 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Калининградской области» полномочия в области регионального государственного контроля за соблюдением регионального государственного законодательства об архивном деле в Калининградской области переданы от органа управления в области архивного дела, коим является Министерство по культуре и туризму, Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области.
Областной закон от 12 июля 2006 года № 41 «Об архивном деле в Калининградской области» закрепил норму, по которой документы Архивного фонда Калининградской области, созданные до образования, муниципалитетов Калининградской области, хранящиеся в муниципальных архивах на момент вступления в силу закона, относятся к муниципальной собственности. На тот период такой подход имел свои основания.
Вместе с тем, со временем ситуация стала меняться. Учитывая сложившиеся обстоятельства, Министерство по культуре и туризму обратилось с письмом к главам муниципальных образований с предложением передать безвозмездно в собственность Калининградской области часть архивного фонда муниципального образования, ранее составляющую государственную собственность. В ответ на предложение Министерства часть муниципалитетов направили письменное согласие на безвозмездную передачу документов. Решения были оформлены в виде постановления администраций муниципалитетов и согласованы приказом министра по культуре и туризму Калининградской области.
Важным источником информации по региональной истории являются документы, создаваемые территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, сегодня приходится констатировать, что взаимоотношения региональных архивов и этих структур так до конца и не урегулированы.
Организуя работу с федеральными структурами, мы, в первую очередь, учитываем то значение, которое имеет их документация для изучения истории нашего региона и, безусловно, заинтересованы в ее сохранении на территории области. Передача документов в государственный архив осуществляется на основании договора. Вместе с тем, хотелось бы иметь более четкое официальное определение статуса документов федеральных организаций, принятых на хранение в региональный архив: находятся ли эти документы там на депозитарном хранении или переданы в ведение региона на постоянной основе.
Продолжают оставаться актуальными вопросы, связанные с приемом на государственное хранение документов ликвидированных негосударственных организаций.
Существуют разночтения между Правилами работы архивов и Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» (ст.23.п.10). Если в Правилах говорится о приеме документов от ликвидированных организаций, то формулировка статьи закона «при ликвидации …., в том числе в результате банкротства…» трактуется судом как «в процессе ликвидации..», учитывая нормы Закона о банкротстве. Таким образом, исходя из позиции судов архив обязан принять документы по личному составу по требованию конкурсного управляющего не дожидаясь окончательной ликвидации организации.
Сегодня нельзя не принимать во внимание, что строгое исполнение законодательства - это норма нашего времени. Отступление от норм закона наказуемо. Поэтому предлагаем в резолюции по итогам научно- методического совета обратить внимание Росархива на несоответствия Закона об архивном деле и Правил работы архивов, а также Закона об архивном деле и Закона о банкротстве по вопросу приема документов от ликвидированных организаций и предложить устранить их.