ЦГИА СПб. Фонд 897

БАРГРАДСКИЙ ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (НИКОЛО-АЛЕКСАНДРОВСКИЙ БАРГРАДСКИЙ ХРАМ) ПРИ ИМПЕРАТОРСКОМ ПРАВОСЛАВНОМ ПАЛЕСТИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ. ПЕТРОГРАД. 1905–1918.

Результатов 1 - 1 из 1
Описи отсутствуют

1

1919–1932
Дел: 62
Сокращённое название: БАРГРАДСКИЙ ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (НИКОЛО-АЛЕКСАНДРОВСКИЙ БАРГРАДСКИЙ ХРАМ) ПРИ ИМПЕРАТОРСКОМ ПРАВОСЛАВНОМ ПАЛЕСТИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ. ПЕТРОГРАД. 1905–1918.
Крайние даты документов: 1919–1932
Историческая справка:

В 1879 году по инициативе торговцев Старо-Александровского рынка на перекрестке Калашниковского пр., Мытнинской, Полтавской и 2-й Рождественской ул. устроена часовня в русском стиле в память спасения Александра II при покушении на него 25 мая 1867 г. в Париже. Освящена в честь Святого благоверного князя Александра Невского и Святителя Николая Чудотворца. Была приписана к Сионскому храму в Мирах Ликийских (Османская империя), где некогда хранились мощи Свт. Николая Чудотворца. В часовне происходил сбор средств на восстановление данной церкви. Поэтому часовня именовалась «Мирликийской». В 1885 году сгорела. После восстановления перешла в ведение Императорского православного Палестинского общества.

В 1905 году в память о гибели в результате покушения 4 февраля 1905 г. председателя Палестинского общества великого князя Сергея Александровича, по проекту гражданского инженера П.Д. Мегорского, часовня расширена и перестроена в полноценный храм. Освящен осенью 1905 г. в честь тех же святых. Продолжал носить наименование «Мирликийский». В 1907 году над ним возведена небольшая звонница.

В связи с тем, что к 1910 году из-за политических осложнений церковь в Мирах Ликийских восстановить не удалось, Палестинское общество приняло решение использовать собранные к тому времени средства на постройку русского подворья в г. Бари (Италия) и перестройку Николо-Александровской Мирликийской церкви в Петербурге. Оба храма предполагались однотипными в древнерусском стиле. В 1913–1915 гг. в Петербурге по проекту архитектора С.С. Кричинского на месте прежнего построен новый однокупольный храм в новгородско-псковском стиле. Строительство консультировал известный археолог В.Т. Георгиевский. Освящен в декабре 1915 г. во имя Свт. Николая Чудотворца и Св. благоверного князя Александра Невского. Храм стал именоваться «Барийским» или «Барградским» и получил небольшой приход.

Декретом СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм лишался прав юридического лица, его имущество подлежало национализации. Закрыт в 1932 году и вскоре снесен.

Состав документов:

Протоколы заседаний церковно-приходского совета, президиума и общих собраний членов «двадцатки» (1921–1931 гг.); годовые отчеты «двадцатки» (1926–1931 гг.);

акты ревизионной комиссии о произведенных проверках денежной отчетности (1924–1931 гг.).

Описи церковного имущества (1921; 1925 гг.); договоры о передаче храма верующим (1919; 1928; 1930 гг.); акт об изъятии церковных ценностей (1922 г.); переписка «двадцатки» со столом регистрации обществ и союзов Володарского районного совета о перерегистрации религиозного общества верующих храма (1928–1931 гг.).

Клировая ведомость (1920 г.);

Документы о проведении ремонтных работ при храме (1921–1929 гг.); о сборе пожертвований на нужды храма, акты о вскрытии кружек (1922–1931 гг.).

Акты обследования храма комиссией Реставрационного подотдела отдела охраны памятников искусства и старины (1921–1929 гг.); планы участка, принадлежавшего храму (1913; 1926 гг.); книга регистрации представителей технического, санитарного, пожарного и административного надзора по храму (1929–1932 гг.); пожарно-контрольный журнал храма (1927–1929 гг.).

Переписка с Петроградским епархиальным управлением, благочинным, управляющим городских водоканалов, конторой Госстраха, фининспекцией и другими учреждениями по хозяйственным вопросам, по соцстрахованию, о налогах и пр. (1921–1931 гг.); приходо-расходные книги и документы (1921–1932 гг.).

Документы по личному составу причта храма и духовенства, обращающегося в храм (1923-1930 гг.); о членах «двадцатки» и президиума (1925–1929 гг.); о служащих при храме; послужные списки разных лиц (1925–1930 гг.).

Журналы регистрации входящих и исходящих документов (1926–1930 гг.) и др.