ЦГИА СПб. Фонд 58

ПЕТРОГРАДСКОЕ 3-Е РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ. ПЕТРОГРАД. 1896–1918.

Результатов 1 - 5 из 5
Описи отсутствуют
Сокращённое название: ПЕТРОГРАДСКОЕ 3-Е РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ. ПЕТРОГРАД. 1896–1918.
Крайние даты документов: 1896–1917
Историческая справка:

С.-Петербургское 3-е реальное училище открыто 18 сентября 1896 г. на основании высочайше утвержденного 13 декабря 1894 г. мнения Департамента экономии Государственного совета. Необходимость открытия учебного заведения была связана с ростом числа желающих дать своим детям среднее образование и переполненностью двух реальных училищ, существовавших до этого в столице. Первый год действовало в составе приготовительного, 1-го и 2-го основных классов. В дальнейшем ежегодно открывалось по одному классу до полного формирования учебного заведения к 1901 году.

Действовало на основании «Устава реальных училищ Министерства народного просвещения от 15 мая 1872 с дополнениями, высочайше утвержденными 9 июня 1888 г. Находилось в ведении попечителя С.-Петербургского (с августа 1914 г. – Петроградского) учебного округа. Учебное заведение имело целью дать среднее общее образование, «приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических знаний». В училище принимались мальчики всех сословий и вероисповеданий не моложе 8 лет, знающие грамоту, основные молитвы и обладающие начальными познаниями в арифметике. Обучение было платным. От платы могли освобождаться, в зависимости от успеваемости и поведения, дети служащих ведомства Министерства народного просвещения, а также дети малоимущих родителей, но не более 10% от общего числа учащихся.

Состояло из приготовительного, 6-ти основных и 7-го дополнительного классов с параллельными отделениями. Не имело коммерческого отделения и технических отделений в 7-м дополнительном классе. Курс обучения включал в себя Закон Божий, русский, немецкий и французский языки, географию, историю, математику, физику, естественную историю, рисование, черчение и чистописание (в двух младших классах). Окончившие полный курс училища могли поступать в высшие специальные учебные заведения или на гражданскую службу.

Возглавлял учебное заведение назначаемый попечителем учебного округа директор, который осуществлял общий надзор за ходом преподавания и воспитания, внешним порядком и материальным состоянием училища, определял на должности преподавателей и представлял их на утверждения попечителя учебного округа, назначал и увольнял младших служащих, председательствовал в Педагогическом совете и Хозяйственном комитете училища. Помощником директора по учебной и воспитательной части, а также его заместителем на случай болезни или отсутствия являлся инспектор училища, также назначаемый попечителем учебного округа. Педагогический совет состоял из инспектора, всех преподавателей, законоучителя и школьного врача и предназначался для обсуждения вопросов, относящихся преимущественно к учебно-воспитательной части, в т.ч. о приеме и переводе учеников из класса в класс, освобождении их от платы за обучение, присуждении наград, стипендий и пособий, выдаче аттестатов выпускникам, наложении взысканий на учащихся, о внесении изменений в учебные программы и планы, распределении уроков между преподавателями, о выборе учебных пособий и книг для библиотеки, избрании членов Хозяйственного комитета. Хозяйственный комитет состоял из инспектора и трех преподавателей по выбору Педагогического совета. Комитету поручалось общее заведование материальной частью, имуществом и денежными средствами заведения. Реальное училище содержалось на средства из сумм Государственного казначейства и платы за обучение.

В первый год деятельности учебного заведения численность учащихся составляла 80 чел., к 1902 году она достигла 486 учащихся, к 1916 году – 645 учащихся.

С 1898 года при училище действовало Общество вспомоществования нуждающимся ученикам; устав Общества утвержден 5 апреля 1899 г.

Для постройки учебного заведения был приобретен участок земли в Рождественской части по Греческому пр., 1 и 7-й Рождественским ул., 21, на котором в 1895–1897 гг. по проекту архитектора А.Ф.Красовского возведено здание училища. Строительством руководил архитектор С.-Петербургского учебного округа А.Н.Иосса. Каменное 3-х этажное главное здание включало классные комнаты, учительские, рекреации, физический и естественно-научный кабинеты, фундаментальную и ученическую библиотеки, комнату заседаний Педагогического совета, врачебный кабинет, актовый зал, 2 гимнастических зала, приемную и канцелярию, имело систему воздушного отопления с увлажнением и вентиляцией. Торжественное освящение здания училища состоялось 19 октября 1897 г. До окончания постройки главного корпуса учебные классы располагались на 2-м и 3-м этажах надворного жилого флигеля, предназначенного для квартир служащих.

Первым директором 3-го реального училища в 1896–1901 гг. был педагог-математик Е.Х.Рихтер (1826–1913 гг.). В 1896–1902 гг. в училище обучался А.С.Никольский (1884–1953 гг.) – архитектор-конструктивист.

На основании декрета СНК «О передаче в ведение Народного комиссариата просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» от 5 июня 1918 г. училище передано в ведение Народного комиссариата просвещения. На основании декрета ВЦИК «Об Единой Трудовой Школе РСФСР» от 16 октября 1918 г. преобразовано в 36-ю (с 1922 года – 102-ю) советскую трудовую школу 1-й и 2-й ступеней.

Состав документов:

Циркуляры попечителя С.-Петербургского (Петроградского) учебного округа (1895–1917 гг.); книга распоряжений директора училища (1913–1917 гг.); переписка с различными учреждениями по административно-хозяйственным и учебным вопросам (1895–1917 гг.); протоколы заседаний Педагогического совета училища (1914–1917 гг.); книга записи приглашений на заседания (1896–1902; 1908–1919 гг.), приглашения на заседания (1901–1908 гг.).

Годовые отчеты о состоянии училища (1896–1916 гг.); ежедневник училища (1895–1902 гг.); отчеты классных наставников (1914–1915 гг.); сведения о состоянии классов училища (1896–1902 гг.), распределении и расписании уроков (1896–1906; 1908–1916 гг.).

Документы об открытии параллельных отделений (1897–1910 гг.); дополнительных и вечерних классов (1899–1900; 1905; 1907–1909, 1917–1918 гг.); документы о проведении экскурсий для учащихся (1911–1917 гг.); врачебно-санитарные отчеты по училищу (1907–1913 гг.).

Документы об учреждении и деятельности Родительского комитета и переписка с родителями (1897–1917 гг.); переписка об устройстве при училище воспитательного пансиона (1902 г.); документы об учреждении и деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученикам (1898–1913 гг.) и школьной сберегательной кассы (1911–1919 гг.).

Протоколы заседаний Хозяйственного комитета (1910–1917 гг.); главные книги (1895–1898; 1900–1902; 1906; 1914–1917 гг.); бухгалтерский журнал (1917 г.); книги записи пожертвований на содержание училища (1912–1913; 1915–1917 гг.); приходо-расходные документы (1895–1919 гг.).

Строительные сметы (1895–1898 гг.); документы о надстройке здания училища (1911 г.); журналы регистрации входящей и исходящей документации Строительной комиссии по постройке зданий училища (1895–1898 гг.).

Списки и личные дела преподавателей и служащих, наградные списки, паспортные книжки, ведомости на выдачу жалования, прошения о выдаче пособий, личные счета (1896–1926 гг.).

Документы о приеме в учебное заведение, личные дела учеников, приемные, наградные и алфавитные списки, экзаменационные ведомости, классные журналы и кондуиты, свидетельства, аттестаты, личные дела (1888–1927 гг.); письменные работы и рисунки учеников (1915 г.).

Имеются документы 36-й (102-й) советской трудовой школы: протоколы заседаний Педагогического совета (1922–1923 гг.); классные журналы (1918–1927 гг.).