ЦГИА СПб. Фонд 2293

КОЛЛЕКЦИЯ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРИХОДОВ ПЕТРОГРАДА И КРОНШТАДТА. 1829–1919.

Результатов 1 - 1 из 1
Описи отсутствуют

1

1881–1918
Есть оцифрованные дела
Дел: 110
Сокращённое название: КОЛЛЕКЦИЯ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРИХОДОВ ПЕТРОГРАДА И КРОНШТАДТА. 1829–1919.
Крайние даты документов: 1881–1918
Историческая справка:

Система мусульманских общинно – приходских центров в Санкт-Петербурге складывалась на протяжении XVIII – XIX вв. До издания в 1773 г. указа «О терпимости всех исповеданий» это был стихийный и нелегитимный процесс. Татары, турки и другие мусульмане города не имели мечетей и сформировавшихся приходов.

Именным указом императрицы Екатерины II Правительствующему Сенату от 22 сентября 1788 г. было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, ведающее духовными делами мусульман Поволжья и центральных районов России: ислам стал официально признанной в России религией. В указе оговаривался порядок назначения мулл и прочих духовных лиц мусульманской веры, позднее были регламентированы их права и обязанности. С 1828 г. обязанностью приходских мулл (имамов) стало ведение метрических книг, которые присылались из Духовного Собрания. Книги велись на татарском (старо-татарском) языке, «если имамы не знают русского». Копии с метрических книг муллы оставляли у себя, оригиналы отправляли в Духовное Собрание.

Деятельность мусульманской общины и мусульманского духовенства Петербурга – дела об устройстве приходов, об утверждении в должностях духовных лиц к ним, построении мечетей – контролировалась и ограничивалась Губернским правлением. В 1871 г. Санкт-Петербург был выведен из подчинения губернатору, учреждена должность петербургского градоначальника. Однако вплоть до 1907 г. не было ясности в вопросе управления делами петербургских мусульман: как губернатор, так и градоначальник выступали посредниками между мусульманской общественностью и Департаментом духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел при решении различных вопросов, утверждали в должностях имамов и муэдзинов. Только в феврале 1907 г. Министерство внутренних дел предписало петербургскому губернатору окончательно передать все упомянутые дела градоначальнику.

ГРАЖДАНСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРИХОДЫ.

Первый гражданский мусульманский приход Санкт-Петербурга был образован самой многочисленной «нижгарской» (нижегородской) татарской общиной. Среди прихожан были также бухарцы, несмотря на свою малочисленность, имевшие большой вес и авторитет среди мусульман Петербурга. Молельня прихода не раз меняла свой адрес: в конце 1870-х гг. – д. № 6 на углу Ямской ул. и Свечного пер.; в 1892 г. – д. 29 на углу Разъезжей и Николаевской ул.; в 1896 г. – ул. Николаевская, д. 57; в 1907 – 1913 гг. – д. 9 по Глазовой ул.; с 1913 г. – в съемном помещении в 1-м участке Нарвской части в д. 9/3 угол 2 роты и Тарасова пер. вблизи Измайловского проспекта. Торжественные богослужения по большим праздникам проводились в арендованных по этому случаю помещениях, в залах Благородного собрания в доме купца Елисеева, «что у Полицейского моста».

В 1870 г. община 1-го прихода разделилась: по инициативе землячества касимовских татар (Касимовского уезда, Рязанской губернии) был учрежден 2-й мусульманский приход, называемый «Касимовский». Необходимость создания нового прихода землячество объясняло удаленностью молитвенного дома 1-го прихода. Молельня 2-го прихода расположилась по адресу: Мойка, 22.

В 1881 г. прихожане 1-го и 2-го приходов впервые обратились в Департамент духовных дел с ходатайством об учреждении Комитета для сбора пожертвований на сооружение Соборной мечети. Несмотря на то, что Духовное Собрание подтвердило острую необходимость в мечети для мусульман Петербурга, разрешение получено не было. Министерство внутренних дел ссылалось на то, что приходы не подтвердили возможность содержать мечеть и духовенство при ней, как того требовал закон. Только в 1905 г. мусульманская общественность города добилась разрешения создать Комитет по постройке Соборной мечети, который организовал сбор средств на строительство. В 1909 г. Комитетом был куплен участок на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка. Строительство началось в 1910 г., а уже в 1914 г. при Соборной мечети были утверждены духовные лица.

ВОЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ ПРИХОД.

В кон. XVIII – начале XIX вв. в Петербурге в Отдельном гвардейском корпусе, в Собственном е.и.в. Конвое в составе татарского эскадрона служили несколько десятков нижних чинов – мусульман, а также офицеры – представители мусульманской знати. В связи с этим в военных формированиях С.-Петербурга были введены штатные должности мусульманских военных духовных лиц, получавших жалование от Военного ведомства. Военный имам (ахун) имел право совершать духовные требы не только военных чинов и членов их семей, но и «всех лиц, пребывающих в Санкт-Петербурге и обращающихся к нему с просьбами». Он вел метрические книги, куда заносил сведения как о семьях военнослужащих, так и гражданских лиц местной татарской общины. Примечательно, что Духовное Собрание не рассматривало военного ахуна как приходского имама: «В Санкт-Петербурге военного I Магометанского прихода не значилось и ныне [в 1907 г.] не значится», а старший военный ахун «состоит при Отдельном гвардейском корпусе». Тем не менее, сами прихожане и причт в документах используют названия «Военный Магометанский приход», «I Военный Магометанский приход», «I временный Магометанский приход» и просто «I Магометанский приход», подчеркивая более раннее его становление по сравнению с гражданскими приходами.

Высочайшим повелением от 24 июня 1896 г. и Приказом по военному ведомству за № 178 от 9 июля 1896 г. в Петербурге были упразднены штатные должности военного ахуна, мулл, муэдзинов. Однако приход продолжал свою деятельность, сохранив самоназвание «Бывший военный I Магометанский приход» и содержался за счет добровольных пожертвований до 1908 г. В 1908 г. он был преобразован в 3-й Магометанский приход, среди прихожан которого были «военные чины, запасные, отставные, чиновники и обыватели г. Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии». Молельня прихода до августа 1909 г. находилась в Московской части на Лиговке в д. 81, потом – в д. 26 по Коломяжской (Коломенской) ул. В 1913 г. торжественные богослужения проводились в манеже Главного Адмиралтейства, в 1915 г. – в манеже Конного полка на Конногвардейском бульваре, вмещающем до 5000 человек.

В 1913 г. прихожане ходатайствовали о присоединении прихода к открывшейся Петроградской Соборной мечети. В 1915 г. ахун 3-го прихода стал ее имамом, а затем ахуном.

ВОЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ ПРИХОД ГОРОДА КРОНШТАДТА.

В Кронштадте с 1833 г. действовала «соборная мечеть», представлявшая собой помещение в частном доме, где проводились богослужения.

В 1845 г. после введения Морским министерством во всех военных портах России штатных должностей мулл в Кронштадтском порту были учреждены должности военного имама (ахуна) и его помощника; расходы на их содержание были отнесены в смету расходов Морского интендантства. Военно-морской имам Балтийского флота исполнял духовные требы как военнослужащих флота, так и гражданского мусульманского населения Кронштадта, вел метрические книги, внося сведения, касавшиеся всего мусульманского населения порта. В 1870 г. под мечеть был приспособлен один этаж небольшого здания на пересечении Петербургской и Чеботаревой улиц, принадлежавшего морскому ведомству. В 1878 г. приход Татарской мечети Кронштадта насчитывал 480 прихожан.

В нач. ХХ в. штаты мусульманских духовных лиц при Военно-морском ведомстве почти везде были сокращены, но должности военно-морского имама Кронштадта и его помощника сохранились.

Состав документов:

Приходские экземпляры метрических книг мусульманских приходов г. Петрограда и Кронштадта за 1829–1870 гг. и 1909–1917 гг. на татарском языке, а также книги трех приходов Петрограда с записями о рождении, бракосочетании, смерти за 1881–1919 гг.