Публикации ЦГАЛИ СПб
null Тонкий знаток искусства. К 135-летию со дня рождения Е.Г. Лисенкова (1885—1954)
28 ноября 2020 г. исполнилось 135 лет со дня рождения искусствоведа Евгения Григорьевича Лисенкова.
Блестящий специалист по графике, многие годы отдавший работе в Государственном Эрмитаже в отделении гравюр, в воспоминаниях коллег он предстает как тонкий знаток искусства[1].
В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) хранится личный фонд Е.Г. Лисенкова (Ф. 742), документы которого рассказывают о его биографии.
Е.Г. Лисенков родился в Санкт-Петербурге (по другим сведениям — в Харькове) в дворянской семье[2]. Его прадед, Андрей Федорович, участвовал в Отечественной войне 1812 г., а отец, Григорий Иванович, был высокопоставленным чиновником — членом совета министра земледелия, завершил карьеру в чине тайного советника.
Первоначально работа Е.Г. Лисенкова не была связана с искусствоведением: после окончания Императорского училища правоведения в 1905 г. он поступил делопроизводителем в Государственную канцелярию, где служил по 1917 г. Однако в годы работы чиновником, до начала Первой мировой войны — в 1905—1913 гг., отпускное время посвящал самостоятельному изучению искусства в музеях и библиотеках во время поездок по странам Европы, а также путешествий в Индию и Египет.
На одной из фотографий можно увидеть Е.Г. Лисенкова в Гизе на фоне Большого сфинкса и пирамиды. Неудивительно, ведь в это время он учился в Императорском Археологическом институте. Впоследствии получил искусствоведческое образование, в 1916—1919 гг. посещая лекции в Институте истории искусств, основанном графом В.П. Зубовым.
К моменту поступления в Государственный Эрмитаж Е.Г. Лисенков приобрел опыт выставочной работы в Кружке любителей русских изящных изданий и навык написания текстов искусствоведческой тематики, сотрудничая в журнале «Старые годы» в 1909—1916 гг., где он вел иностранную хронику. Составленная им вступительная статья к каталогу выставки «Английские и французские гравюры XVIII века» 1916 г., по мнению специалистов, стала первым на русском языке подробным и квалифицированным очерком истории английской и французской гравюры указанного времени[3].
23 июня 1917 г. он был принят в Государственный Эрмитаж, а в 1930 г. назначен заведующим отделения гравюр музея, в этой должности оставался до 1954 г.
В 1920-х гг. по совместительству работал в Институте истории искусств и читал лекции на Высших государственных курсах искусствоведения при Институте, благодаря этому документы к его биографии сохранились в ЦГАЛИ СПб в архивных фондах указанных учреждений (Ф. 59, 82).
В 1934—1938 гг. в качестве научного сотрудника Ленинградского института живописи, архитектуры и скульптуры Всероссийской академии художеств Е.Г. Лисенков выступал с докладами, посвященными как истории западноевропейской гравюры, так и отечественной книжной графики. В оформлении пригласительных билетов на заседания в Академии художеств с его участием 1930-х — 1940-х гг. можно увидеть и офорты Ф. Гойи, и ксилографии П.А. Шиллинговского.
В 1938 г. Е.Г. Лисенкову была присвоена ученая степень кандидата исторических наук; через два года он был принят в Ленинградский Союз советских художников, в состав секции критики и искусствоведения. В архивном фонде № 78 – «Общественная организация “Санкт-Петербургский Союз художниковˮ Союза художников России» (и предшествующие организации) имеется его личное дело с автобиографией и сведениями о деятельности[4].
Заслугой Е.Г. Лисенкова следует считать большую работу по систематизации гравюр в собрании Эрмитажа: количество новых поступлений этих произведений искусства за время его пребывания в должности сотрудника музея составило не менее 150000 листов[5]. Он участвовал в эвакуации и реэвакуации коллекций Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны, а после возвращения в Ленинград вновь стал руководить подготовкой выставок и принимать участие в их организации.
Сохранились каталоги выставок Эрмитажа с вступительными статьями Е.Г. Лисенкова. Представляется, что содержащиеся в его трудах подробные описания стиля и техники исполнения гравюр заинтересуют и специалистов, и тех, кому еще только предстоит открыть для себя искусство графики. Интересны фрагменты вступительной статьи к каталогу «Выставка французской художественной литографии конца XIX — начала XX вв.» 1947 г. о гравюрах А. Фантен-Латура: «Струящаяся штриховка, созданные из нее тающие фигуры, свет, таинственно переливающийся в едва уловимых переходах теней…», О. Редона: «В фактурном отношении он ловко пользовался даваемыми литографией возможностями концентрирования тени то в бархатистых, то в блестящих пятнах, прорывая их неожиданными лучами света»[6]. Читающий такие выразительные строки о творчестве французских художников несомненно захочет увидеть их произведения.
Многочисленные статьи Е.Г. Лисенкова вызывали интерес читателей. Так, в 1938 г. Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина обратилась к нему с просьбой о предоставлении оттиска статьи «“Капричос” Гойи и сатирическая графика Французской буржуазной революции 1789 года»[7].
Научное наследие искусствоведа включает и ряд монографий, в их числе опубликованный в 1964 г. труд «Английское искусство XVIII века».
В данном кратком обзоре приведены лишь основные моменты исследовательской и педагогической деятельности Е.Г. Лисенкова. В документах ЦГАЛИ СПб можно найти более подробные сведения о его биографии, ознакомиться с фотографиями, рабочими записями и научными трудами.
1. Евгений Лисенков. [1890-е гг.]. Фото. ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 59. Л. 10.
2. Е.Г. Лисенков в Гизе на фоне Большого сфинкса и пирамиды. [1905—1913 гг.]. Фото. ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 59. Л. 15.
3. Выписка из высочайшего приказа по гражданскому ведомству по Государственной канцелярии о производстве за отличие младшего делопроизводителя канцелярии VIII класса Е. Лисенкова из коллежских асессоров в надворные советники. 1 января 1911 г. ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 44. Л. 1.
4. Пригласительный билет на доклад Е.Г. Лисенкова «Офорты Ф. Гойи» в кабинет графики Всероссийской академии художеств. 22 марта 1937 г. Типограф. экз. ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 46. Л. 3.
5. Пригласительный билет на научное заседание с участием Е.Г. Лисенкова, посвященное творчеству художника-графика П.А. Шиллинговского. 1945 г. Типограф. экз. ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 46. Л. 12—13 об.
6. Письмо Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина Е.Г. Лисенкову с просьбой прислать отдельный оттиск статьи «“Капричос” Гойи и сатирическая графика Французской буржуазной революции 1789 года». 1938 г. ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 41. Л. 10.
[1] Русаков Ю.А. Евгений Григорьевич Лисенков (1885—1954). Статья // ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 54.
[2] ЦГАЛИ СПб. Ф. 59. Оп. 2. Д. 2. Л. 37; Ф. 78. Оп. 2. Д. 82. Л. 2.
[3] ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 54. Л. 3, 4.
[4] ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 2. Д. 82.
[5] ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 54. Л. 5, 6.
[6] ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 4. Л. 7, 7 об.
[7] ЦГАЛИ СПб. Ф. 742. Оп. 1. Д. 41. Л. 10.