null Деятельность треста «Ленводпуть» в 1941–1943 гг.

К 80-летию начала Великой Отечественной войны

Статья посвящена деятельности Ленинградского коммунального треста городских водных путей (далее – трест «Ленводпуть») в 1941–1943 гг. В современной историографии существует большое количество работ, посвященных различным аспектам истории блокадного Ленинграда в данный период[1]. Однако работ по истории отдельных ленинградских предприятий в 1941–1943 гг. довольно мало. Статья рассказывает о  деятельности треста «Ленводпуть» в 1941–1943 гг., мерах, направленных на подготовку его флота к навигации 1944 года, и о вкладе работников треста в общее дело Победы.

Ленинградский коммунальный трест городских водных путей был образован 9 ноября 1930 г. Он вел свое существование от созданного в сентябре 1918 г. водного отдела Комиссариата городских хозяйств Союза коммун Северной области (СКСО)[2]. 13 декабря 1931 г. трест был передан в ведение Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся и в довоенное время являлся одним из ведущих предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно принятому 22 мая 1932 г. Уставу в сферу деятельности треста входило «…заведывание и руководство всей водной сетью, находящейся в ведении Ленинградского Совета, как в отношении эксплуатации, так и в отношении благоустройства и исправного состояния...»[3].

Основными видами работ, которые выполнял на реках и каналах Ленинграда в довоенное время трест «Ленводпуть», являлись: организация водного транспорта для пассажирских перевозок; перевозка и буксировка различных грузов; добыча морского песка и его транспортировка; организация работ по подъему судов и выполнение водолазных работ; ремонт судов треста и выполнение заказов на ремонт судов других организаций.

В период Великой Отечественной войны трест «Ленводпуть», не прекращая выполнять часть своих повседневных производственных работ, принял участие в защите города. Например, трест по-прежнему производил добычу песка, который теперь использовался при защите Ленинграда, например, в МВПО для борьбы с зажигательными немецкими бомбами. Всего за 1941/42 гг. силами рабочих треста под обстрелами противника было добыто на отмелях Финского залива свыше 70 тысяч тонн песка. По решению председателя Исполнительного комитета Ленинградского Совета депутатов трудящихся (далее – Ленгорисполкома), подписанному его председателем, П.С. Попковым, 25 июня 1941 г. трест «Ленводпуть» принимал участие в организации защитных сооружений для монументов города. Суда треста осуществляли транспортировку средств защиты, в том числе песка, для памятника «Медный всадник» на площади Декабристов и для памятника Николаю I на площади Воровского (Исаакиевской)[4].

Из докладной записки управляющего трестом с 1942 г. Сухарева Николая Афанасьевича следует, что в июне 1941 г. трест «…немедленно переключился на выполнение мобилизационных заданий командования…» Краснознаменного Балтийского Флота (КБФ)[5]. «Ленводпуть» осуществил переоборудование и вооружение своих судов (морских буксирных пароходов) и одного стороннего судна – буксирного парохода «Моряк–1» в тральщики, а также передал КБФ 48 судов различного типа, произвел ремонт на 13 боевых кораблях КБФ, построил 3 плашкоута для перевозки грузов, которые были отправлены на Ладожское озеро; под артиллерийским обстрелом врага, с помощью землечерпательных машин был углублен Петровский и Елагин фарватер для прохода военных судов и организовано 14 спецплощадок – паромных переправ по реке Неве, которые использовались Ленинградским фронтом для переброски войск с одного берега на другой.

Одновременно с этим, по решению Ленгорисполкома от 12 июля 1941 г., тресту «Ленводпуть» было поручено подготовить и укомплектовать аварийные водолазные бригады под оперативным управлением «Экспедиции подводных работ особого назначения» («ЭПРОНа») «…в целях быстрой ликвидации аварий с подводнотехническими сооружениями в городе Ленинграде при возможных налетах противника…»[6].

В 1941 г. работники треста наравне с остальными защитниками Ленинграда строили защитные оборонительные сооружения как вне, так и внутри города. Некоторые бригады за свой ударный труд были отмечены штабами по строительству укреплений: фамилии отличившихся работников удостоились занесения на «…красные доски»[7]. Например, одним из таких работников был старший инспектор треста Мелковский Сергей Константинович, 1893 года рождения. В наградной характеристике к врученной ему 23 июня 1943 г. медали «За оборону Ленинграда» отмечалось, что он «активно принимал участие в организации бригад на оборонные работы и сам руководил бригадами на трудном участке д. Сосницы. Занял первое место и занесен на кр. доску...»[8].

В условиях возникшего голода в блокадном Ленинграде, в осенне-зимний период 1941/42 гг. в тресте «Ленводпуть» появились работники, больные дистрофией. Для них в начале 1942 г. при тресте был организован стационар на 40 коек[9]. В стационар зачислялись рабочие и служащие как самого треста «Ленводпуть», так и подчинявшегося ему судоремонтно-судостроительного завода. Для пациентов стационара были разработаны правила внутреннего распорядка. В соответствии с ними больным запрещалось: «…курить в палате, выносить из палаты продовольствие и имущество, оставлять кровать неубранной, садится на койки других больных, разговаривать между собой во время «мертвого часа…»[10].

                                                                                                                                        https://spbarchives.ru/documents/10157/6788275/00009_CGASPB_03192_00_00004_00_00095_00_00000009.jpg/a5e4e68e-d5b4-7214-c9e6-aac3473a59b0?t=1624357363553                        

  После мобилизации в ряды Красной армии в 1941 г. и после самой тяжелой блокадной зимы 1941/42 гг. из 1104 работников треста налицо осталось всего лишь 98 человек[11]. Зимой 1942 гг. из-за сокращения численности рабочих трест не был в состоянии произвести ремонт своего флота, укомплектовать его людьми и подготовить к навигации 1942 г. Проверка состояния флота треста, проводившаяся специальной технической комиссией 14 – 24 сентября 1942 г., показала, что неудовлетворительное состояние 15 протепловых судов предприятия было вызвано тем, что «…в зиму 1941 – 1942 гг. почти вся команда судов, за малым исключением, умерла…»[12]. К навигации 1942 г. из 196 судов всего наличного флота (как парового, так непарового), трест смог подготовить только 55 судов (из которых 45 были из непарового флота (каюки и шаланды))[13]. На заседании Ленгорисполкома 28 мая 1942 г. (протокол № 68, п. 52) отмечалось, что управляющий трестом «Ленводпуть» в 1941 – 1942 гг. А. Я. Поляков «…не добился проведения необходимых мероприятий для выправления положения и не справился с работой треста…»[14]. В связи с этим, Ленгорисполком постановил: флот треста, который занимался добычей песка, временно законсервировать; буксирный флот и непаровой флот (каюки и шаланды), который на плаву, оставить в ведении треста, а непригодные к эксплуатации деревянные суда разобрать. Также предполагалось освободить управляющего трестом «Ленводпуть» А.Я. Полякова от исполнения своих обязанностей. 2 июня 1942 г. решением Ленгорисполкома новым управляющим трестом был утвержден Н.А. Сухарев[15].

В навигацию 1942 г. основные виды работ, которые выполнял трест «Ленводпуть» были: перевозка грузов по водным путям, землечерпательные и водолазные работы[16]. Добыча морского песка из-за консервации флота не производилась. Как ранее говорилось, флот предприятия «Ленводпуть» был не подготовлен к навигации 1942 г. Так, судоремонтный завод треста приступил к своей работе только в мае 1942 г. Как отмечалось, «…транспортный флот ремонтировался в период навигации, когда по существу ему следовало целиком находиться в эксплуатации…»[17]. Однако качество производимого ремонта в связи с отсутствием подготовленных кадров и необходимых материалов было настолько низкое, что на многих отремонтированных заводом судах после их рейсов приходилось проводить «водоотливные работы». Несмотря на большие сложности, силами работников предприятия в навигацию 1942 г. был произведен подъем 23 затонувших на реках и каналах Ленинграда судов; отремонтировано и введено в эксплуатацию 47 судов; перевезено 67 200 тонн «…разных грузов военных организаций, промышленности и коммунального хозяйства города…»; произведена санитарная расчистка рек и каналов – вывезено 65 000 тонн грунта; отремонтировано хозяйство судоремонтного завода треста (введен в эксплуатацию разрушенный водопровод, восстановлено пострадавшее оборудование цехов); построено 70 огневых оборонительных точек, как на территории треста, так и вне его; восстановлены и отремонтированы водопроводная и канализационная сеть в восьми домах Приморского района Ленинграда[18]. Тем не менее, за навигацию 1942 г. трест выполнил предусмотренный план всего на 72,6% (особенно плохо состояло дело по внутригородским перевозкам)[19]. Как отмечалось, это произошло в связи с сильной изношенность непарового флота и недостатком квалифицированных кадров из-за малой численности сотрудников треста. Только в конце 1942 г. ситуация с личным составом в предприятии стала меняться к лучшему, и к 1 января 1943 г. численность работников треста «Ленводпуть» удалось довести до 400 человек.

Как и многие ленинградцы, работники треста весной 1942 г., организовали подсобное хозяйство для выращивания сельскохозяйственных культур.

В 1943 г. трест «Ленводпуть» постепенно стал возвращаться к выполнению части довоенных задач, касающихся санитарной очистки города. Стоит отметить, что в навигацию 1943 г. работа треста была более успешной, по сравнению с двумя предшествующими годами. Так только за 24 дня августа 1943 г. флотом треста «Ленводпуть» было перевезено 28, 2 тыс. тонн грузов: 12 475 тонн дров, 9840 тон мусора и грязи, 4470 тонн песка[20]. Одновременно с этим, работники треста по-прежнему выполняли задания военных организаций и в 1 квартале 1943 г. отремонтировали шесть боевых единиц КБФ.

В этот же период силами служащих треста были подготовлены: 12 буксирных пароходов (для перевозки грузов были укомплектованы 2 парохода), введено в эксплуатацию 10 каюков и шаланд[21]. Однако для удовлетворения возросших потребностей Ленинграда данного количества судов не хватало. Стоит отметить, что в годы войны флоту треста «Ленводпуть» был нанесен серьезный удар. Например, к декабрю 1943 г. в списочном составе непарового флота треста «Ленводпуть» из ранее находившихся на балансе 108 непаровых судов (типа «каюк») осталось только два: 52 судна треста были списаны инспекцией Регистра СССР и 6 подлежали списанию из-за их ветхости, 27 судов погибли от артобстрелов и бомбежек, 20 были мобилизованы КБФ (однако на их возвращение трест не мог рассчитывать, т. к. они тоже пришли в негодность) и 1 судно было в эвакуации[22]. Также часть судов треста была затоплена на реках и каналах Ленинграда, только в одной р. Екатерингофке было затоплено до 50 судов треста[23]. Для разрешения данной ситуации на заседании 2 ноября 1943 г. Ленгорисполком (протокол № 102, п. 59) принял постановление о разрешении тресту «Ленводпуть» построить к навигации 1944 г. для удовлетворения возросших нужд новый непаровой флот «…в количестве 60 единиц с общей грузоподъемностью 20 000 тонн…»[24]. Для выполнения данной задачи управляющему трестом, Н.А. Сухареву, предлагалось заключить договор на постройку деревянных судов с судоверфями Наркомречфлота. Окончательный срок сдачи данных судов был определен сентябрем 1944 г. Однако тресту «Ленводпуть» для срочного выполнения возросших потребностей Ленинграда суда были необходимы к началу навигации 1944 г. В связи с этим в декабре 1943 г., Н.А. Сухарев обратился к председателю исполкома Ленгорсовета П.С. Попкову с просьбой дать разрешение на ускоренную организацию судостроительной верфи на базе Лояновской дачи на р. Свирь. Для постройки судов предполагалось использовать лесной массив, который находился на данной территории. Как отмечалось в переписке, это было связано с необходимостью, т. к. «…транспортные плавучие суда треста Ленводпуть … пришли в полную непригодность для эксплуатации…»[25]. Совет народных комиссаров CCCР разрешил исполкому Ленгорсовета удовлетворить просьбу треста и постановил построить на р. Свирь в указанном месте «…судоверфь, с ежегодным выпуском до 50 непаровых судов, с общей грузоподъемностью до 20000 тонн…»[26].

Всего за 1943 г. транспортным и техническим флотом треста «Ленводпуть» было перевезено 196, 3 тыс. тонн различных грузов[27]. За свой ударный труд («…выполнение годового плана по эксплуатации на 106,3 % и по дноуглубительным и очистительным работам рек и каналов на 103,4 %…») 27 ноября 1943 г. Ленгорисполком наградил грамотами 88 работников треста «Ленводпуть», в том числе и управляющего трестом Н.А. Сухарева[28].

                                               

В 1943/44 гг. многие сотрудники треста «Ленводпуть» за свой самоотверженный труд были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Например, 24 декабря 1943 г. Исаеву Константину Петровичу, 1895 года рождения (моему прапрадеду), главному диспетчеру треста «Ленводпуть», была вручена медаль «За оборону Ленинграда». В наградной характеристике указывалось, что Исаев Константин Петрович, «…работник с большим производственным стажем. Работает с энтузиазмом, показывает образцы труддисциплины. Не считаясь со здоровьем, все время и умение отдает службе…»[29].

Итоги огромных потерь треста «Ленводпуть» были подведены в 1944 г. – в актах, расчетах и инструкциях по определению суммы ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками, указывалось, что тресту «Ленводпуть» был нанесен ущерб в размере 7 149 797 р[30].

Автор статьи: Архивист отдела использования документов по исполнению запросов Солнышкин А.А.

[1] Наиболее полную библиографию см. Соболев Г. Л. Ленинград в борьбе за выживание в блокаде: В 3 кн. СПб: Кн. 1. 2013. 696 с. + 16 с. вкл. + вклад..; Кн. 2. 2015. 526 с. + 16 с. вкл. + вклад.; Кн. 3. 2017. 748 с. + 16 с. вкл.;

[2] Более подробно по истории треста до 1931 г. см. https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cga/guide/147/84226

[3] Устав Ленинградского Коммунального треста городских водных путей «Ленводпуть» // Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 8. Л. 1.

[4] Решения местных органов государственной власти и партийных органов по вопросам деятельности Управления «Ленводпуть» и материалы по этим решениям // Ф. Р-3192. Оп 3. Д. 1. Л. 7.

[5] Докладные записки управляющего трестом о деятельности треста в период Отечественной войны // Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 146. Л. 9.

 [6] Ф. Р-3192. Оп 3. Д. 1. Л. 9.

[7] Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 146. Л. 9. об.

[8] Списки рабочих и служащих предприятий и учреждений Приморского района, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», Т. 3 // Ф. Р-7384. Оп 38. Д. 443. Л. 77. об.

[9] Разрешение на организацию стационара для дистрофиков и правила пользования стационаром треста «Ленводпуть» // Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 95. Л. 1.

[10]Там же. Л. 4.

[11] Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 146. Л. 9. об.

[12] Рапорт по обследованию технического состояния объектов хозяйства треста (акты, обследования и другие материалы) // Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 100. Л. 3.

[13] Протокол № 68 заседания Исполкома Ленгорсовета и материал к нему, пункты 1 – 95 // Ф. Р-7384. Оп 18. Д. 1445 Л. 247.

[14] Ф. Р-7384. Оп 18. Д. 1445 Л. 247.

[15] Там же. Л. 459.

[16] Протокол № 90 заседания Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся и материалы к нему № 1-97 // Ф. Р-7384. Оп 18. Д. 1489 Л. 296.

[17] Там же.

[18] Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 146. Л. 10.

[19] Ф. Р-7384. Оп 18. Д. 1489 Л. 296.

[20] Докладные записки и материалы к ним о подготовке водного транспорта треста «Ленводпуть» к навигации 1943 года // Ф. Р-2076. Оп 2. Д. 814. Л. 14.

[21]Ф. Р-2076. Оп 2. Д. 814. Л. 6

[22] Материалы и переписка об организации на р. Свири, на базе Лояновской дачи, судостроительной верфи // Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 121. Л. 1.

[23] Переписка об очистке рек и каналов // Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 133. Л. 3.

[24] Протокол № 102 заседания Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся 1-е и материалы к нему № 1-91 // Ф. Р-7384. Оп 18. Д. 1501. Л. 289.

[25] Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 121. Л. 1.

[26] Там же. Л. 4.

[27] Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 146. Л. 3.

[28] Протокол № 103 заседания Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся и материалы к нему № 1-60 // Ф. Р-7384. Оп 18. Д. 1503. Л. 274, 274 об, 275.

[29] Списки рабочих и служащих предприятий и учреждений Приморского района, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» // Ф. Р-7384. Оп 38. Д. 447. Л. 33.

[30] Акты, расчеты и инструкции по определению суммы ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками за время с 22 июля 1941 года по 27 января 1944 года // Ф. Р-3192. Оп 4. Д. 144. Л. 1.