null Краеведение как основа патриотического воспитания молодёжи

Презентация

Последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, присущую всем сферам жизни общества и государства. Подтверждение тому – подписанный два года назад, в июле 2021-го, Указ Президента России В.В. Путина об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России отнесены в этом документе к важнейшим национальным интересам. Для обеспечения их защиты предусмотрено решение целого ряда задач, в числе которых:

  • защита исторической правды, сохранение исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействие фальсификации истории;
  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан на исторических и современных примерах.

В документе сказано, что именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности нашей страны.

В связи с тем, что патриотическому воспитанию молодёжи отводится первостепенное значение, архивы, как хранители исторического наследия, не могут оставаться в стороне. Они играли и продолжают играть активную роль в этом процессе, в части его информационного обеспечения, формирования систематических знаний о Родине, ее истории, культуре. И государственный архив Мурманской области в г. Кировске, где хранятся документы новейшей и современной истории региона, не исключение.

Такую работу в архиве ведут специалисты отдела научно-информационной и справочной работы в соответствии с федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2021-2025 гг.) национального проекта «Образование», а также в соответствии с планами и программами юбилейных мероприятий.

В основе работы по патриотическому воспитанию молодёжи лежит краеведение. Оно является, по мнению кировских архивистов, той почвой, той опорой, на которой формируется патриотизм. Ведь без знания своих корней, традиций семьи, родного края трудно воспитать человека, искренне любящего свою страну и с уважением относящегося к другим народам.

Первые уроки для школьников государственный архив Мурманской области в г. Кировске начал проводить в 1980-х годах, и посвящены они были теме Великой Отечественной войны. С годами и количество, и разнообразие форм мероприятий патриотической направленности значительно возросли. Неизменным остаётся одно: работа по патриотическому воспитанию молодёжи формируется исходя из содержания архивных документов, находящихся на государственном хранении, строится в зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся, и планируется в двух направлениях: историческое краеведение и героико-патриотическое.

Целью исторического краеведения является проведение информационных мероприятий, направленных на изучение истории родного края, осознание его неповторимости. Мурманская область – относительно молодой регион, 28 мая ей исполнилось 85 лет. До этой даты Мурманский округ входил в состав Ленинградской области. А Хибиногорск, 15 декабря 1934 года переименованный в Кировск, и вовсе был в 1920-е годы нетронутой заснеженной тундрой, «краем непуганых птиц», как называл его Сергей Миронович Киров. И вот на этом месте в 1929 году заработало первое в регионе горнодобывающее предприятие – трест «Апатит», который дал толчок дальнейшему промышленному развитию Мурманского округа: были пущены в эксплуатацию каскад Нивских ГЭС, комбинат «Североникель», Кандалакшский алюминиевый завод и др.  Со стремительным ростом промышленности росла и численность населения (к моменту образования Хибиногорска в октябре 1931 года в городе и прилегающем районе проживали около 25 тысяч человек, две трети из которых составляли спецпереселенцы – люди более 30 национальностей из разных уголков Советского Союза). И в этом заключается ещё одна особенность, о которой узнают школьники на встречах с архивистами: Хибины – яркий пример, с одной стороны, принудительного заселения территории, с другой же - мирного сосуществования разных народностей и их невероятных достижений.

За три года благодаря этим людям в «краю непуганых птиц» заработал рудник по добыче апатит-нефелиновой руды, первый в Мурманской области звуковой кинотеатр, первая в мире апатит-нефелиновая обогатительная фабрика, использующая метод флотации, первый совхоз за Полярным кругом, самый северный Ботанический сад, был открыт горно-химический техникум. Этим и другим событиям архивисты и посвящают уроки по изучению истории родного края.

Уроки героико-патриотической направленности, помимо вышеназванного, дают ещё школьникам возможность сопереживать, гордиться героями прошлого и хотеть быть на них похожими. Тут на помощь архивистам приходит архивная коллекция об освоении Кольского полуострова и строительстве города Кировска с ценными воспоминаниями первых геологов и геологоразведчиков; документы архивного фонда производственного объединения «Апатит», рассказывающие о стахановском движении горняков и обогатителей; архивный фонд треста «Апатитстрой» с интересными сведениями о Всесоюзных ударных стройках, на которые приезжали комсомольцы со всего Советского Союза.

Конечно, одной из самых важных и востребованных в работе с молодёжью является тема Великой Отечественной войны. При подготовке таких уроков архивисты активно используют не только документы органов власти, организаций и предприятий, но и документы личного происхождения.

Так, в архивной коллекции ветеранов войны, труда, старожилов и почетных граждан г. Кировска Мурманской области, в фондах личного происхождения имеются интересные документы, рассказывающие о первой бомбардировке Кировска 28 июня 1941 года, эвакуации промышленного оборудования комбината «Апатит» и населения Кировского района в глубь страны, о тяжёлом труде земляков, за который многие из них были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях, примеры труда на пределе возможностей, единения со своей страной в борьбе с фашизмом и общем стремлении приближения Победы оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребят.

В течение учебного года архив проводит для молодёжи в среднем от 20 до 30 мероприятий патриотической направленности. Часть уроков проходит в архиве, какие-то на площадках библиотек города Апатиты, с какими-то уроками архивисты выходят в школы.

 С начала 2023 года архив провёл 8 уроков для школьников и 6 лекций для студентов. Уроки были посвящены следующим темам: «Из истории саамской культуры», «Из истории избирательного права», «Строительство и начало работы треста «Апатит», «Рождение города в Хибинах», «Кировск и Апатиты в годы войны», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд», а также профориентационный урок. Студентам были предложены лекции к 90-летию одного из первых профессиональных образовательных учреждений – Кольского медицинского колледжа, а также о художественных фильмах, снятых в разные годы в Хибинах.

Кроме традиционных уроков, лекций и экскурсий, архивисты используют и другие формы информационных мероприятий патриотической направленности для молодёжи. Это квесты, викторины, деловые игры, устные журналы, краеведческие диктанты.

Содержание информационных мероприятий для детей зависит от возраста аудитории.

Государственный архив Мурманской области в г. Кировске стал первым в регионе, кто начал работать с дошкольниками - воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов Кировска.

В ходе таких занятий под названием «Моя малая родина» дети получают элементарные знания о родном городе, у них пробуждается интерес к истории его рождения, развивается чувство гордости за регион, желание сохранить родной город чистым и красивым.  Мультимедийные средства, музыка, игровые и театрализованные элементы – это тот арсенал средств, которые используют архивисты при проведении таких занятий.

Игровые моменты присутствуют и на уроках для младших школьников.

Так, например, в мае на уроках, посвящённых Дню Победы, ребята собирают посылки бойцам Красной Армии, пишут письма-треугольники. На уроках «Апатит – камень плодородия» изучают первые орудия труда горняков, собирают пазлы с их изображением.

Для старшеклассников проводятся более содержательные информационные мероприятия. Вместе с архивистами ребята находят в архивных документах отражение событий всесоюзного масштаба – таких как

индустриализации, коллективизации, итоги первых пятилеток, образование Мурманской области, рост промышленности в послевоенное время и других. Школьники проводят сравнительный анализ, устраивают дебаты.

Успех работы по использованию архивных документов со школьниками и студентами во многом зависит от осознания педагогами важности и значимости этой работы.

Именно поэтому одну из своих традиционных октябрьских конференций, проведённых в 2012 году, архив назвал «Роль архивного и музейного документа в образовательном процессе. Проблемы взаимодействия и сотрудничества архивов, музеев и образовательных учреждений».

В конференции приняли участие учёные, архивисты, работники музеев, преподаватели школ, колледжа, университета, педагоги дополнительного образования. Кировские архивисты рассказали на конференции об информационных возможностях архива в учебно-воспитательном процессе, поделились своим опытом работы в приобщении молодёжи к краеведению.

С тех пор прошла не одна встреча с представителями сферы образования: круглые столы, семинары, совещания. Такие мероприятия позволяют не только делиться опытом работы, подводить некие итоги. Они дают возможность расширять круг социальных партнеров: придумывать новые проекты, заключать договоры о сотрудничестве в области использования архивных документов.

С начала 2023 года архив провёл для педагогов три подобные встречи: 10 марта, в свой профессиональный праздник кировские архивисты организовали для школьных учителей гуманитарного цикла Кировска семинар «Без архивов нет истории», по окончании которого подарили издания – хрестоматии «Кировск в документах и фактах 1946-1991 гг.».

28 апреля в читальном зале архива в рамках проведения мероприятий, посвященных Году педагога и наставника, состоялась встреча представителей двух поколений кировчан: ветеранов педагогического труда и молодых учителей. 

31 мая, в самом конце учебного года, на базе читального зала архива прошло очередное заседание методического объединения историков - учителей из города Апатиты. Для них в госархиве провели экскурсию в архивохранилище, рассказали о разработанных краеведческих уроках для школьников, об удалённом доступе к архивным документам через АИС ДАФ МО, представили выставки и Интернет-проекты архива, размещённые на сайте и в группе Вконтакте.

Сотрудничество архива с образовательными организациями, ведение систематической работы дают положительные результаты: после таких мероприятий некоторые учащиеся продолжают самостоятельные исследования на основе архивных документов для участия в научно-практических конференциях, подготовки школьных проектов; возрастает количество и качество молодёжных исследовательских работ по краеведению.

Интересным опытом в этом направлении стала совместная работа архива со школьниками по подготовке их к участию во Всероссийском конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист». Данная работа началась в 2012 году, и с тех пор кировские и апатитские каждый год становились дипломантами 1, 2 и 3 степеней.

Подобные мероприятия развивают интерес к локальной истории у молодёжи. И чем больше будет таких мероприятий, тем лучше. Ведь, как говорил известный краевед, доктор исторических наук Сигурд Оттович Шмидт: «Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие». А потребность в действенной заботе о будущем своей страны и есть патриотизм, способный обеспечить гарантию её безопасности. Таким образом, приобщая молодёжь к краеведению, архивы не просто участвуют в её патриотическом воспитании, но и стоят на страже важнейших национальных интересов.