null Обеспечение сохранности архивных документов в условиях чрезвычайных ситуаций (на примере архивного отдела администрации города Мариуполя)

Презентация

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наша делегация прибыла из солнечного, наполненного несмотря ни на что теплыми и искренними улыбками жителей  города Мариуполя, города-побратима прекрасного Санкт-Петербурга!

Все мы знаем, какую особую ценность для государства и общества представляют архивы, они охраняются государством как часть нашей истории и культуры, являются живой нитью связи между веками и государствами.

Не меньшую значимость имеют документы по личному составу: трудовые книжки, личные дела, карточки работников, лицевые счета, т.е. документы, содержащие сведения о трудовом стаже и заработной плате. Именно эти документы являются базой для удовлетворения запросов социально-правового характера, связанных, в первую очередь, с государственным пенсионным обеспечением граждан. А при чрезвычайных ситуациях от таких документов может зависеть судьба тысяч людей.

Вот и у нас случилась чрезвычайная ситуация. Для меня и тысяч мариупольцев навсегда в памяти останется «холодная весна 2022 года».

Скажу несколько слов о нашем архивном отделе.

Начинался отдел с 5 женщин, переживших бомбежки, обстрелы, подвалы, испуганных, но сохранивших веру в лучшее и надежду на мир и счастливую жизнь в родном городе.

Мы не побоялись одними из первых откликнуться на призыв работать и поднимать наш город, хотя было страшно. И вот пройдя множество собеседований и проверок мы приняты на работу в архивный отдел администрации города Мариуполя- а это огромная ответственность перед городом и перед людьми, которым мы искренне и с полной ответственностью пришли помогать.

Мы обследовали здание, в котором ранее располагались два архива- архив ликвидированных предприятий и архив административной документации. Теперь это один наш архив.

Здание было в аварийном состоянии: прилеты в крышу, выбиты все окна, шатающиеся простенки, но эта ситуация не удивительна для нашего города в мае 2022года!

Мы искали помещение, обследовали порядка 50 зданий, но увы, все мимо!

Первый же дождь показал, что документы, которые не сгорели в огне, может погубить вода! И город потеряет единственный архив ликвидированных предприятий, который сохранился после боевых действий.

Как позже выяснилось, наш архив на тот момент стал последней надеждой для потерявших в сгоревших домах все документы мариупольцев на подтверждение трудового стажа, льготного стажа, начисления зарплаты (запросы по трудовой деятельности);

Имущественные запросы:

  • получение первичных документов о выделении жилья или земельных участков решением Городского совета;
  • о передаче зданий в частную собственность;
  • копии актов ввода в эксплуатацию.

По управленческой деятельности:

  •  решений районных администраций  об опеке и попечительстве;
  •  о переименовании предприятий;
  •  открытии/закрытии предпринимательской деятельности и др.

К счастью, очень многим людям мы смогли помочь! И эти бесценные документы надо было срочно спасать!

Благодаря нашему непосредственному руководителю-управляющему делами администрации города - мы временно разместились в здании бывшего мебельного магазина. И наш отдел сразу начал работу с людьми-прием заявлений и их исполнение. На сегодняшний день это почти две тысячи исполненных запросов от граждан, юридических лиц, адвокатских запросов и прокурорских требований.

Как мы перевозили документы-это отдельная история нашего коллектива, который, к стати, за год стал вдвое больше! О фото мы даже не думали в тот период времени, потому что снимать было  некогда!

Упаковывали документы сами во что могли, делали вязанки, грузили и выгружали -под дождем, по грязи-мы не обращали внимания на обстоятельства, цель была спасти, то, что уцелело!

Нам, конечно, помогали - и администрация, и коммунальные предприятия, ЖКХ, волонтеры.

А каждый дождь нас торопил, но мы и так делали что могли. Архив достаточно большой - на сегодняшний день  более 80 000 дел, у нас не было коробов для транспортировки и хранения документов, машину и людей выделяли не каждый день- в разрушенном городе очень много задач, где нужны люди и транспорт.

 Переезд мы закончили зимой, под снежок! И продолжали принимать заявления, работали при -6 градусов в здании, документам, пострадавшим во время сильных дождей, производилась диффузионная сушка и проветривание, документам, пострадавшим во время морозов производилось размораживание и проветривание , а также реставрация.

Также в архивном отделом проводилась практика для студентов МГУ.

Сейчас мы принимаем на хранение сохранившиеся документы предприятий, деятельность которых прекратилась с началом СВО, обнаруженные бесхозяйные документы (такие как Азовгипромез, Металлургмонтаж), всё в соответствии с законодательной базой.

Готовимся также принять огромные фонды-это архивы таких предприятий, как всем известные ООО «Азовобщемаш» и к-т им. Ильича. Собираемся обследовать здания, находящиеся на территории к-та Азовсталь, в надежде обнаружить документы по личному составу.

Но принять данные фонды мы сможем только при наличии необходимых по объему площадей, где будет обеспечена сохранность столь важных для людей, документов.

На сегодняшний день идут ремонтно-восстановительные работы в помещениях, которые город выделил для хранения архивных документов и работы архивного отдела. Очень ждем завершения этих работ и понимаем, что впереди грандиозный переезд! Главная наша задача-сохранить  документы и обеспечить конституционное право граждан на пенсионное обеспечение и получение необходимых людям архивных справок.

Дорогие коллеги, благодарю вас за внимание и возможность рассказать как непросто работалось нам в такой чрезвычайной ситуации. И искренне, от себя и сотрудниц архивного отдела администрации города Мариуполя  желаю всем нам чистого голубого мирного неба над нашими головами, мира и процветания нашим домам! Благодарю вас!