null Программно-целевой метод в развитии архивного дела в Мурманской области

Презентация

Государственные программы Мурманской области – основной инструмент реализации программно-целевого планирования в регионе.

У нашей архивной службы есть опыт реализации 2-х государственных программ:

  • «Информационное общество» за период существования в структуре Комитета по развитию информационных технологий в 2011-2019 гг.
  • «Культура» с момента передачи функций по развитию архивного дела в Министерство культуры в 2020 г.

В рамках программы «Информационное общество» удалось привести в порядок основное здание мурманского государственного архива: была капитально отремонтирована крыша, проведен ремонт хранилищ с установкой мобильных стеллажей, заменены пожарная сигнализация и лифт. Более 55 млн руб. было израсходовано на создание и пополнение АИС по документам Архивного фонда Мурманской области.

Однако задачи по расширению площадей государственных архивов и повышению заработной платы архивистов в рамках этой программы решить не удалось.

Большие надежды мы возлагали на программу «Культура», в первоначальном проекте которой мы предусмотрели средства на повышение заработной платы работников государственных и муниципальных архивов и укрепление материально-технической базы архивных учреждений.

Оптимизма добавляло то, что в марте 2020 г. перед ВКС по вопросам архивного дела, которая проводилась полпредом Президента, в ходе рабочей встречи с губернатором области были озвучены ключевые проблемы в развитии архивного дела региона, до этого справка аналогичного содержания была направлена в аппарат полпреда. И надо отдать должное, Минкульт не пытался каким-то образом приукрасить ситуацию, сгладить наши проблемы на перед полпредом, ни перед губернатором. А в то время недавно назначенный губернатор попросил рассказать ему о ситуации в архивном деле цитирую: «говорите как есть на самом деле», чем, безусловно, вызвал расположение. Обе стороны были хорошо подготовлены, и поэтому по нашему региону завязалась, пожалуй, самая оживленная дискуссия, в ходе которой полпред просто вырвал обещание у нашего губернатора создать к 2022 г. в Мурманске архивный центр, в котором были бы предусмотрены не только новые архивохранилища, но и залы для проведения выставок и конференций. 

Мы очень ждали поручения полпреда по итогам этого совещания, когда стало известно, что его не будет, пытались получить выписку из протокола. Однако, к огромному нашему сожалению, совещание не протоколировалось. И мы лишились главного аргумента, который сыграл бы ключевую роль в получении финансовых средств для обеспечения основного мероприятия программы.

Оставалась надежда, что нам удастся сохранить мероприятия, связанные с повышением заработной платы и укреплением материально-технической базы архивов. Но, по мере согласования проекта программы наших мероприятий оставалось в ней все меньше все меньше. 

И когда мы получили окончательный вариант, утвержденный в ноябре 2020 г., мы вернулись ровно к тем двум мероприятиям, которые значились в программе «Информационное общество»:

  • обеспечение деятельности государственных архивов;
  • перевод архивных фондов в электронный вид. 

Единственное, чего удалось добиться – возможности получения субсидии из областного бюджета на проведение ремонта и приобретение оборудования для муниципальных архивов.

Несмотря на то что повышение заработной платы и укрепление материально-технической базы архивов не вошли отдельными мероприятиями в программу, рабочие встречи с губернатором, с курирующим замом губернатора сделали свое дело: по результатам этих встреч были приняты очень значимые для нас решения.

Первое: о поэтапном повышении заработной платы работникам государственных архивов до уровня средней заработной платы по региону. (слайд 2). В рамках увеличения фонда оплаты труда госархивов на 2021 г. были дополнительно выделены 3,4 млн руб., на 2022 г. – 11,3 млн руб., на 2023 г. -16,6 млн руб., что позволило увеличить средний уровень заработной платы в государственных архивах до 73,055 тыс. руб. – до 95 % от уровня средней заработной платы по региону.

Одновременно была изменена структура заработной платы. Были увеличены оклады, что привело к увеличению доплат за выслугу, напряженность и размера материальной помощи к отпуску.

По данным мониторинга, которые опубликовал Росархив по итогам 2022 г., (слайд 3) мы видим, что по уровню заработной платы Санкт-Петербург и Мурманск существенно опережают другие регионы федерального округа, несмотря на то, что у нашей области по итогам 2022 г. наибольшее отрицательное отклонение – в 7 % - от среднего уровня по региону.

Важно, что повышение заработной платы удалось провести без сокращения штатной численности специалистов по основной деятельности, что являлось одним из основных условий повышения заработной платы в учреждениях культуры.

Второе: начиная с 2021 г. сверх доведенных лимитов государственным архивам выделяются все запрашиваемые дополнительно средства (слайд 4).

В 2021 г. были выделены 6 млн руб.;

в 2022 г. -  более 10 млн руб.,

В 2023 г. – более 14 млн руб.

На эти средства архивы проводят замену пожарно-охранных систем, приобретают технику, оборудование для хранилищ и лабораторий, разрабатывают сайты, осуществляют издательские проекты. К 100-летию архивной службы, которое мы отмечали в прошлом году, мурманскому госархиву были дополнительно выделены 8 млн руб. на замену асфальтового покрытия. 

Мероприятие госпрограммы по переводу документов в электронный вид реализуется ежегодно в плановом порядке. По итогам 2022 г. оцифровано 8,3% единиц хранения от общего количества документов Архивного фонда, принятых в государственные архивы. В 2021 г. проведен комплекс работ по технической защите информации в АИС, ежегодно выделяются средства на ее модернизацию и сопровождение.

Насколько укрепилось финансовое положение государственных архивов демонстрирует отношение к доходам от платных услуг. Наши государственные архивы учреждения казенные, но мурманский госархив оказывает платные услуги. Суммы дохода не велики: от 400 до 700 тыс. в год. Несколько лет на повестке стоял вопрос о возврате заработанных средств архиву из областного бюджета. С помощью курирующего зама губернатора мы решили эту проблему. Но воспользовался архив этим правом только один раз в 2020 г., когда ему были возвращены 330 тыс. руб. На эти средства ГАМО смог приобрести 6 компьютеров. Начиная с 2021 г. архив не пользуется этим правом, поскольку все необходимые приобретения осуществляются в плановом порядке на выделяемые средства в пределах сметы.

В целом, о том, что финансирование государственных архивов региона поднялось на новый уровень, свидетельствуют данные Росархива: объем бюджетных ассигнований, выделяемых на 1 единицу хранения, у нас из самых высоких на Северо-Западе (слайд 5).

Но не все, к сожалению, у нас так радужно.

Не так активно, как хотелось бы, в рамках госпрограммы выделяются субсидии муниципалитетам. Из 16 муниципальных архивов на субсидию могут рассчитывать 7 казенных учреждений, остальные у нас являются структурными подразделениями администраций.

Причины разные. Во-первых, изначально мы ориентировали муниципальные архивы на то, что субсидии будут выделяться только на ремонт перспективных помещений и не будут выделяться на ремонт архивохранилищ, расположенных в жилых домах. Несмотря на то что Правила не запрещают размещать архивы в жилом секторе, одна из основных наших задач - переместить архивохранилища как муниципальных, так и кировского областного архива в отдельные либо административные здания, чтобы избежать постоянных угроз затоплений.

Вторая – то, что сами муниципалитеты не всегда ответственно относятся к подготовке документов на предоставление субсидии. В 2021 году Минкульт был готов рассмотреть вопрос о выделении субсидии в 7 млн руб. на приобретение мобильных стеллажей для нового, прекрасно оборудованного помещения кандалакшского муниципального архива, еще 3 млн добавил бы муниципалитет. После того как документы на субсидию поступили в Минкульт, Министерство настояло на проведении экспертизы нагрузки на перекрытия, по результатам которой от мобильных стеллажей пришлось отказаться и муниципалитет уже за свой счет приобрел стационарные стеллажи (слайд 6).

И конечно, важен размер субсидии. Одно дело – 5-7 млн руб., и другое дело 25 млн, в которые обойдется ремонт здания площадью 850 кв. м, выделенного североморскому муниципальному архиву. Субсидию такого размера согласовать с региональным Минфином будет крайне сложно. 

Так что Программа действует уже 3-й год, а у нас пока только мончегорский муниципальный архив получил 3 млн руб. на ремонт здания бывшего детского дома, переданного архиву (слайд 7).

И главная наша проблема – необходимость расширения площадей государственных архивов, загруженность хранилищ которых по итогам приема в 2022 г. составляет 92%. Оба архива в ближайшие 2 года должны принять крупные комплексы документов от ликвидированных организаций: 20 тыс. дел от Хибинского колледжа - Кировск, 40 тыс. дел от Мурманского морского пароходства - Мурманск, что полностью исчерпает резерв стеллажной площади.

Ситуацию усугубляет то, что в областной и в муниципальной собственности и в Мурманске, и в Кировске отсутствуют здания, которые можно было бы переоборудовать под хранилища. Строительство очень дорогое – региональный Минстрой оценил в 2,6 миллиарда руб. строительство нового здания для архива. Единственным решением в этих условиях остается покупка зданий, их реконструкция и оборудование. И все три стадии: покупка, реконструкция, оборудование требуют больших финансовых вложений.

Как только мы начинаем разговор на эту тему в региональных министерствах, первая реакция – сколько средств на этот проект мы можем получить от Росархива? И когда слышат в ответ, что ничего, теряют интерес к нашим предложениям, поскольку все финансово затратные проекты в нашем регионе реализуются с привлечением федеральных средств через профильные министерства.

Нам очень жаль, что Росархив с уходом из федеральной целевой программы «Культура России» потерял возможность софинансирования мероприятий в регионах, а помощь эта была существенной. В ходе разработки проекта областной программы, еще не зная, что Росархив уже утратил эту возможность, мы провели опрос о выделении средств из федерального бюджета регионам, которые занимались строительством либо реконструкцией зданий. (слайд 8). Это выборочные и неполные сведения, но и они показывают, что поддержка из федерального бюджета была весомой. Без нее наверняка многие объекты превратились бы в многолетние долгострои.

Аналогичная ситуация складывается с региональными проектами. В соответствии с 786 постановлением правительства в результате переформатирования государственных программ 80% финансового обеспечения госпрограмм должно уйти на реализацию региональных проектов и только 15-20% на финансирование текущей деятельности, выполнение государственных заданий.

В Министерстве культуры есть опыт разработки и реализации региональных проектов. Сейчас их в работе 3: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».

Проект «Культурная среда», как и 2 остальных, разрабатывался на основе федерального проекта аналогичного содержания. Процентное соотношение федеральных средств в реализации госпрограммы разное, в зависимости от проекта. На мероприятия проектов «Культурная среда» 30 % расходов покрывает региональный бюджет, 70% – федеральный.

В результате к 2025 г. должны быть капитально отремонтированы 15 объектов учреждений культуры, получить современное оборудование 49 учреждений. Никаких сомнений в том, что заявленные показатели будут достигнуты, нет. Гарантия этому – регулярное поступление средств из федерального бюджета, что не позволяет и региональной власти сокращать финансирование проектов.

И нам очень жаль, что архивная отрасль, которая нуждается в модернизации ничуть не меньше, а на сегодняшний день даже больше учреждений культуры, которые благодаря поддержке федерального Министерства совершили в своем развитии настоящий рывок за последние 5 лет, это особенно заметно в муниципалитетах, остается в стороне от этих процессов.

Мы рады за коллег из федеральных архивов. Росархиву в последние годы удалось построить и оборудовать прекрасные здания, полным ходом идет строительство в Обнинске. Но развитие архивного дела в стране не ограничивается федеральными архивами. На долю федеральных архивов приходится только 15% Архивного фонда Российской Федерации. Остальное хранят архивы субъектов и муниципальные архивы[1]. И поднять на качественно новый уровень архивное дело в подавляющем большинстве регионов, включая наш, можно только с поддержкой из федерального бюджета.

 

[1] На 01.01.2022 из 564,209 млн ед.хр. Архивного фонда РФ 297,054 млн ед.хр. хранят государственные и муниципальные архивы, в т.ч. 44,785 млн ед.хр. - федеральные архивы,17,909 млн ед.хр. - музеи, библиотеки, научные организации, 249,246 млн ед.хр. – организации – источники комплектования.