ГАТЧИНА

Гатчина (Троцк, Красногвардейск) расположена в 50 километрах от Санкт-Петербурга. В 1765 году поместье Гатчинская мыза было куплено Екатериной II и подарено графу Григорию Орлову, при нем мызу стали называть Орловской. После смерти Орлова, Гатчинская мыза и прилегающие деревни были выкуплены Екатериной II у его наследников и подарены будущему императору Павлу I. В период правления Павла I в городе появились заводы и фабрики, госпиталь, военные казармы. Историческое ядро города — дворцово-парковый ансамбль, сложившийся в XVIII-XIХ вв., где и сейчас находятся главные достопримечательности Гатчины.

После смерти императора Павла I город и резиденция перешли в ведение супруги убитого императора — Марии Федоровне. Затем владельцами поочередно были российские императоры — Николай I, Александр II, Александр III. В 1853 г. в городе открыли железную дорогу Санкт-Петербург — Гатчина. В 1881 г. впервые в Российской империи в Гатчине появилось электрическое наружное освещение. В 1910 г. здесь был сооружен первый в России военный аэродром, начала работу первая в России воздухоплавательная школа; здесь проходил обучение основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров.

В 1917 г. власть в городе перешла к Военно-революционному комитету. Гражданская война также наложила свой отпечаток на историю города: в честь народного комиссара по военным делам — главнокомандующего РККА Л.Д. Троцкого — Гатчина была переименована в Троцк, который, в свою очередь, в 1929 г. переименовали в Красногвардейск.

Красногвардейск был оккупирован немецкими войсками 13 сентября 1941 года. 23 января 1944 г. городу вернули его историческое название — Гатчина.

За время оккупации немецко-фашистскими захватчиками дворцово-парковый ансамбль Гатчины получил значительные разрушения: были уничтожены парковые павильоны, сгорели интерьеры дворца. В первые послевоенные годы начались восстановительные работы в парках и дворцовых интерьерах, строились новые районы, заводы и предприятия, школы, сады и больницы.

В 2015 году Гатчине было присвоено почетное звание «Город воинской славы».


 

«Мост в парке». Из альбома «Разрушения в дворцах и парках» Управления дворцов и парков Ленсовета. [1940-е гг.]. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 1622. Л. 91.
«Ворота в парке». Из альбома «Разрушения в дворцах и парках» Управления дворцов и парков Ленсовета. [1940-е гг.]. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 1622. Л. 91об.
Обращение начальника управления по делам архитектуры Ленгорисполкома А.И. Наумова в ЛОК ВКП(б) о строительстве вокзала в Гатчине. 6 декабря 1951 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 65. Д. 405. Л. 20.
Обращение начальника управления по делам архитектуры Ленгорисполкома А.И. Наумова в ЛОК ВКП(б) о строительстве вокзала в Гатчине. 6 декабря 1951 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 65. Д. 405. Л. 20об.

 

Афиша городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры о дне благоустройства Гатчины к 190-летию города. 1986 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-9388. Оп. 1. Д. 104. Л. 1.
Вид на Большой дворец и террасу-пристань. Архитектурное наследие Ленинградской земли. Л.: 1983 г. Библиотечный фонд ЦГАИПД СПб.

 


 

Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Copyright © 2020
Разработано СПб ГУП «СПб ИАЦ», 2020