Дворцовый мост.
Из истории обсуждения проектов
Благодаря постройке Дворцового моста, история утверждения проекта которого не была простой, Санкт-Петербург обогатился несколькими новыми красивыми видами. Если мы говорим о достопримечательностях Санкт-Петербурга, мы одной из первых вспоминаем эту эффектную композицию — Петропавловская крепость в обрамлении разведенных конструкций моста.
История обсуждения проекта началась с 1882 года, когда несколько общественных организаций обратились в Городскую управу с предложением о необходимости постройки постоянного моста, соединяющего Биржевую площадь с Дворцовой набережной. К тому моменту в этом месте располагался деревянный плавучий мост, который не удовлетворял своими техническими характеристиками требованиям судоходства.
В апреле 1901 года был объявлен конкурс, в 1911 году проект был окончательно утвержден и только в 1916 году мост был открыт для движения. Обсуждения конкурсных проектов были сложными и долгими. Одним из моментов, которые обсуждались, был вопрос о том, сколько пролетов должен содержать в своей конструкции новый мост, а так же актуальный вопрос о том, какому проекту из двух финалистов отдать предпочтение: иностранной фирмы «Батиньоль» или русскому «Обществу коломенских заводов».
В личном фонде Бориса Дмитриевича Васильева содержатся подборки выписок из заседаний Городской думы разных лет, в которых можно проследить историю обсуждения проектов на разных стадиях и описание ключевых моментов прений по вышеупомянутым вопросам. В том числе в документах приводятся сравнительные таблицы стоимости двух вариантов проекта (на пять пролетов и на шесть пролетов) двух финалистов конкурса. Наряду с функциональными требованиями к конструкции выступали и требования к эстетической стороне проекта, за внимательным соблюдением которых стояла Академия художеств. В итоге, пяти-пролетный вариант был признан более удовлетворительным и с точки зрения судоходства (ширина разводного пролета получалась больше в этом варианте), и с точки зрения эстетики (симметрия), результатом чего и стал возможным такой классический вид на Петропавловскую крепость, к которому мы все привыкли.
А деревянный плавучий мост несколько раз перемещался для соединения разных районов города, пока не сгорел в результате несчастного случая в 1916 году. В 1914 году одним из вариантов его использования стало решение о его перемещении, в качестве временного обходного моста, на реку Малую Неву - к месту строительства постоянного Биржевого моста.
 
 
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-200. Оп.3-1. Д.70. Л.22
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-200. Оп.3-1. Д.70. Л.22
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-200. Оп.3-1. Д.70. Л.23
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-200. Оп.3-1. Д.70. Л.23
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-200. Оп.3-1. Д.70. Л.27
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-200. Оп.3-1. Д.70. Л.27
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-200. Оп.3-1. Д.70. Л.28.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-200. Оп.3-1. Д.70. Л.28
ЦГАНТД СПб. Ф.200. Оп.3-1. Д.76. Л.4
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-200. Оп.3-1. Д.76. Л.4
ЦГАНТД СПб. Ф.200. Оп.3-1. Д.76. Л.4об.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-200. Оп.3-1. Д.76. Л.4об.