Портик Нового Эрмитажа.
Тяжелая ноша атлантов
Величественные скульптуры атлантов были установлены в 1848 году. По замыслу архитектора они не должны были нести какой-либо тяжести на своих плечах. Хоть их мускулы напряжены, а лица выражают полную сосредоточенность – это лишь художественный образ. Но в 1909 году были замечены первые трещины в статуях – на руках и ногах. Компетентная комиссия при всем старании не пришла к окончательным выводам по поводу причин их появления. Этой проблеме уделялось достаточно внимания, периодически созывались другие комиссии, но предпринимались действия в основном косметического характера. А к 1941 году трещины были обнаружены уже у шести атлантов.
В числе документов, находящихся на постоянном хранении в ЦГАНТД СПб, в фонде Р-398 представлены сведения о техническом осмотре портика Нового Эрмитажа в 1987 году. В тексте акта технического состояния архитектурного памятника говорится об отсутствии исходных документов об изначальном креплении атлантов и о необходимости организации многолетних наблюдений за их состоянием. В заключительных рекомендациях говорится больше о самом портике и необходимости реставрации пандусов в связи с нарушением гидроизоляции подвала. Относительно атлантов руководитель группы А.Н. Милорадович предлагает в свете нехватки информации продолжать наблюдения, на основе которых в будущем можно будет сделать более конкретные выводы о степени прогресса обнаруженных повреждений.
В контексте заключений Акта технического состояния за подписью А.Н. Милорадовича интересно заключение председателя Комитета реставрации инженерных памятников архитектуры ОП НТО СИ о результатах осмотра портика и скульптур атлантов, который был произведен им и еще одним членом комитета по просьбе института «Гипротеатр». В заключении обращается внимание на трещину в здании с правой стороны от портика, которая на взгляд этих специалистов не демонстрирует тенденции к расширению, но требует тщательного регулярного наблюдения.
В 1997 году был проведен новый осмотр с привлечением высокоточной аппаратуры, было установлено, что здание Нового Эрмитажа оседает сильнее, из-за своей тяжести. А так как портик жестко связан с фасадной стеной здания: над первым этажом и на уровне фундаментов в подвальной части здания, что дает дополнительную нагрузку на верхние и нижние части скульптур. Портик «не успевал» по глубине осадки за основной, более тяжелой, частью здания и атланты приняли на себя часть веса террасы, что привело к появлению трещин на руках и ногах у большинства из скульптур. Несмотря на выводы о необходимости принятия мер по снятию с атлантов лишней нагрузки, сделанные во время осмотра, вопрос об их реализации до сих пор остается открытым.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.6
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.6
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.7
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.7
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.10
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.10
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.11
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.11
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.14
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.14
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.42-фрагмент
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-398. Оп.3-7. Д.144. Л.42-фрагмент
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп.3-16. Д.212. Л.1-фрагмент
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп.3-16. Д.212. Л.1-фрагмент