Коломенский мост — первый цельносварной алюминиевый мост в России
Коломенский пешеходный мост является первым опытом построения цельносварной алюминиевой конструкции на территории России. Его конструкция воплотила в себе достижения различных исследовательских институтов в изучении свойств алюминия как материала пригодного для строительства. Новый мост был построен взамен пришедшего в негодность старого деревянного моста, находившегося на том же месте.
Из достоинств алюминия, как материала для изготовления строительных конструкций, приводится его маленький вес, высокая теплопроводность, нечувствительность к перепадам температур и относительно хорошая прочность, которая достигается при добавлении в сплав меди и магния. При всех упомянутых преимуществах этот металл имеет ряд свойств, которые проявляясь при тепловой обработке, затрудняют работу с ним. При тепловой обработке алюминия на его поверхности образуется тугоплавкая окисная пленка, температура плавления которой в три раза превышает температуру плавления самого металла. Как следствие этой особенности, при сварке металла образуются капли, покрытые этой тугоплавкой пленкой, что затрудняет равномерное соединение свариваемых вместе частей металла. Сварка алюминия — дело не простое.
Следуя пояснительной записке к проекту, в качестве материала конструкции моста были выбраны сплавы алюминия и магния, магналии, АМг-61, АМг-3, физико-механические свойства которых получаются в зависимости от содержания магния и марганца и без применения термической обработки, что делает эту группу сплавов наиболее удобной для сварки. Строгий дизайн оправдан не только техническими требованиями, но и соображениями соответствия стиля нового моста стилю других мостов города, которые, как правило, «имеют очертания арки или балки переменного сечения, увеличивающегося к опорам, поэтому заведомо была исключена из рассмотрения висячая система, как не характерная по силуэту для города». Балочная система, требовавшая большей высоты расположения моста, тоже была исключена из рассматриваемых вариантов. В итоге был утвержден вариант двух-шарнирной пологой арки на высокорасположенных, выдвинутых в русло канала, устоях.
Конструкцию и технологию сварки моста разработала Илария Николаевна Артемьева, преподаватель кафедры металлических конструкций Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ), в числе документов ее личного фонда, находящихся на постоянном хранении в ЦГАНТД СПб есть и документы, относящиеся к проекту этого оригинального моста. В разработке проекта так же принимали участие инженеры Института по проектированию городских инженерных сооружений «Ленгипроинжпроект» Н. Г. Бонч-Осмоловская, Б. Э. Дворкин и архитектор Л.А. Носков.
Строительство моста осуществлялось в период с 1968 по 1969 год. Мост был открыт для движения 30 сентября 1969 года.

 

 

 

ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.47. Л.7
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.47. Л.7
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.47. Л.8
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.47. Л.8
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.50. Л.10
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.50. Л.10
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.50. Л.11
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.50. Л.11
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.50. Л.8
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.50. Л.8
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.50. Л.3
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.50. Л.3
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.50. Л.13
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-459. Оп.1-2. Д.50. Л.13