Литейный мост. Инцидент с немецкой баржей
В ночь с 30-го сентября на 1-ое октября, в 1922 году в результате инцидента был сильно поврежден разводящий механизм Литейного моста. Причиной аварии было столкновение судна с опорой моста. 2-го числа октября, на заседании Президиума Губэкосо было озвучено заявление о порче подъемного механизма, в результате чего было решено создать комиссию для расследования инцидента и выяснить причины и установить виновных, кто должен нести ответственность за возмещение материального ущерба.
С помощью регистрационных документов, по списку проходивших судов был установлен виновник столкновения - транспортная баржа «Аренсфельд», принадлежащая Русско-германскому транспортному товариществу «Дерутра». В ночь происшествия баржа была ведома буксиром «Петроград». Это обстоятельство усложнило работу комиссии, и выяснение обстоятельств происшествия стало сопряжено с вхождением в юридические тонкости. Кто же должен быть ответственен за нанесенный ущерб? Капитан буксира? Капитан и лоцман баржи? Русско-Германское Торговое Товарищество «Дерутра» или Петроградский торговый порт как выгодоприобретатель от предоставления услуг лоцманов для ведения кораблей через Неву? А между тем ремонт был оценен в сумму, превышающую 1 миллион рублей (в денежных знаках реформы 1922 года).
В первоначальном заключении комиссии ответственность была возложена на Русско-германское транспортное товарищество, на что «Дерутра» ответила разъяснением о том, что по юридическим нормам она не является владельцем судна и что ответственность должна возлагаться на владельца парохода и его капитана. Позднее, при более детальном рассмотрении нюансов дела, свидетельских показаний и документов, регламентирующих отношения сторон, в том числе устава морских лоцманов, который был утвержден в июле того же года приказом Народных комиссариатов внешней торговли, путей сообщения и иностранных дел, комиссия пришла к противоположным выводам и возложила ответственность за аварию на капитана буксира «Петроград» и сам Петроградский торговый порт, как выгодоприобретателя от оплаты услуг лоцманов и владельца вышеназванного буксира.
 
 
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.1
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.1
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.1a
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.1a
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.4
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.4
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.6
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.6
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.6об.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.6об.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.25.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.25
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.26.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.26
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.44.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-192. Оп.3-1. Д.8971А. Л.44