Исаакиевский собор. Реставрация живописи
Исаакиевский собор — выдающийся архитектурный памятник середины 19 века, вошедший в сокровищницу мирового искусства. Этот памятник-музей уникален монументальностью своих архитектурных форм, красотой и пластичностью убранства, гармоничным сочетанием различных видов декоративного искусства: живописи, скульптуры, мозаики, образующих вместе единый художественный комплекс. Его стены и своды хранят 103 росписи и 52 картины на холсте. Среди маститых художников знаменитые Карл и Фёдор Брюлловы, Фёдор Бруни, Пётр Басин. Вместе с ними над собором трудилось и множество безвестных художников, скульпторов и архитекторов. За годы своего существования Исаакиевский собор не раз пользовался услугами реставраторов. Самый сильный урон ему наносили холод, сырость и военные действия. В блокадные годы стены и своды собора были испещрены осколками бомб и снарядов, в кровле зияли дыры, великолепны интерьер страдал от снега, дождей, грязи и сырости. Роспись в соборе исполнялась в течение десятилетия 1844-1855 гг. в технике масляными красками в основном по штукатурке. И помимо указанных причин быстрого разрушения росписи на стенах, главная заключалась в применении неправильной технологии при создании грунта под живопись.
Быстрому разрушению штукатурной основы способствовала большая влажность внутри собора в результате протечек и процесса изготовления искусственного мрамора. В разрушение внесли свою лепту и неустойчивый температурно-влажностный режим каменной кладки, большая влажность из-за отсутствия вентиляции и недостаточного отопления здания, обилие коптящих свечей. После Великой Отечественной войны несколько лет ушло на восстановление инженерных сетей и кровли, остекление и очистку куполов от защитной краски, консервацию живописи. В 1954 году нашлись средства на восстановление утраченной иконописи. За 8 лет живопись собора была восстановлена.
Руководил процессом реставрации талантливый художник-монументалист Яков Александрович Казаков. За свою работу по реставрации монументально-декоративной и станковой живописи в памятниках архитектуры Ленинграда и пригородных дворцах-музеях в 1972 году он был награждён золотой медалью Академии художеств СССР. В 1986 году за восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Ленинграда был удостоен Ленинской премии.
 
 
 
 ЦГАНТД СПб. Ф.Р-205. Оп. 2-4. Д. 472. Л.1
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-205. Оп. 2-4. Д. 472. Л.1
 ЦГАНТД СПб. Ф.Р-205. Оп. 2-4. Д. 472. Л.2
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-205. Оп. 2-4. Д. 472. Л.2
 ЦГАНТД СПб. Ф.Р-205. Оп. 2-4. Д. 472. Л.3
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-205. Оп. 2-4. Д. 472. Л.3
 ЦГАНТД СПб. Ф.Р-205. Оп. 2-4. Д. 472. Л.4
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-205. Оп. 2-4. Д. 472. Л.4
 ЦГАНТД СПб. Ф.Р-205. Оп. 2-4. Д. 472. Л.13
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-205. Оп. 2-4. Д. 472. Л.13
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп. 3-3. Д. 37. Л.14об.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп. 3-3. Д. 37. Л.14об.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп. 3-3. Д. 37. Л.15.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп. 3-3. Д. 37. Л.15.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп. 3-3. Д. 37. Л.65
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп. 3-3. Д. 37. Л.65.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп. 3-3. Д. 37. Л.74
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп. 3-3. Д. 37. Л.74.
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп. 3-3. Д. 37. Л.110
ЦГАНТД СПб. Ф.Р-488. Оп. 3-3. Д. 37. Л.110.