броненосного флота
России (1860 - 1945 гг.):
- Главная
- Виртуальные проекты
- ЦГАКФФД СПб
- Балтийский морской флот
- Балтийский флот на рубеже XIX-XX веков
Часть вторая.
Балтийский флот на рубеже XIX-XX веков: строительство новых типов и классов кораблей и трагедия Цусимы (1890-е гг. — 1905 г.)
По мере развития типов и классов судов совершенствовались основы их боевой организации: появилось понятие эскадры как боевой единицы, предназначенной для ведения сражения в море, состоящей из броненосных, крейсерских и минных соединений. Понимая неизбежность столкновения с Японией, стремительно набиравшей военную мощь, русское правительство разработало новую судостроительную программу, направленную на модернизацию флота с учетом технического прогресса и требований морской тактики. Были построены новые корабли разных классов: эскадренные броненосцы, такие как «Ретвизан», «Севастополь», «Император Александр III», обладающие сильной артиллерией и способные вести бой в открытом море в составе тактического соединения, ставшие главной ударной силой флота, броненосные крейсеры с высокой скоростью, маневренностью и автономностью, такие как «Богатырь», эскадренные миноносцы, способные к большим переходам и несущие на себе сильное минное вооружение.
Накопленный опыт деятельности флота использовали талантливые практики и теоретики морского дела, такие как С. О. Макаров, изобретатель нового вида бронебойных боеприпасов и мин, русской семафорной азбуки, разработчик теории непотопляемости. В то же время подготовка многих представителей высшего офицерского и командного состава флота была недостаточной, во главе морского ведомства стоял генерал-адмирал в. к. Алексей Александрович, действия которого неоднократно подвергались критике. Модернизация флота не была доведена до конца, и в русско-японскую войну Россия вступила недостаточно подготовленной.
Первые сражения Русско-японской войны показали хорошую выучку и патриотизм рядового и офицерского состава, слабость организации русского флота, а также некомпетентность командования. Например, Первая Тихоокеанская эскадра стояла на внешнем рейде Порт-Артура, не приняв необходимых мер охранения, что позволило японцам провести минную атаку в ночь с 26 на 27 января 1904 г., в результате которой эскадре был нанесен урон, несмотря на профессионализм отдельных командиров. Так, только грамотные действия командира «Цесаревича» И. К. Григоровича спасли новейший русский броненосец от гибели. Прибывший 24 февраля в Порт-Артур новый командующий флотом адмирал С. О. Макаров начал принимать меры для исправления ситуации, но его гибель 31 марта 1904 г. во время подрыва на мине броненосца «Петропавловск» во многом предопределила дальнейшие трагические события: сражение в Желтом море 28 июля 1904 г. и гибель 1-й Тихоокеанской эскадры на рейде Порт-Артура. Успехи русского флота, например, поставленное минным заградителем «Амур» минное поле, на котором погибли броненосцы противника, и бесстрашие отдельных командиров, таких как командир броненосца «Севастополь» Н. О. фон Эссен, самоотверженные подвиги русских моряков «Варяга» и «Корейца» не повлияли на ход войны на море, закончившейся трагическим поражением русского флота в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г. и гибелью Второй Тихоокеанской эскадры.
РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 696. Л. 23-24.

ЦГАКФФД СПб. Д 20485.
ЦГАКФФД СПб. А 9856.
ЦГАКФФД СПб. Д 6165.
ЦГАКФФД СПб. Д 17136.
ЦВММ. КП-6900.
ЦГАКФФД СПб. П-249 сн. 194.
ЦГАКФФД СПб. Г 5203.
ЦГАКФФД СПб. П-249 сн. 1.
ЦГАКФФД СПб. П-249 сн. 423.
РГАВМФ. Ф. 701. Оп. 1. Д. 36. Л. 4-6.



ЦГАКФФД СПб. Д 8783.
ЦГАКФФД СПб. Г 17120.
РГАВМФ. Ф. 407. Оп. 1. Д. 3287. Л. 104.
ЦГАКФФД СПб. П-473 сн. 25.
ЦГАКФФД СПб. П-249 сн. 125.
ЦГАКФФД СПб. П-249 сн. 107.
ЦВММ. КП-24908.