броненосного флота
России (1860 - 1945 гг.):
- Главная
- Виртуальные проекты
- ЦГАКФФД СПб
- Балтийский морской флот
- Становление и развитие парового броненосного флота
Часть первая.
Становление развитие парового броненосного флота и формирование новой военно-морской стратегии и тактики (1860-е — 1890-е гг.)
После окончания Крымской войны в структуре и корабельном составе Балтийского флота произошли серьезные изменения, обусловленные опытом войны, которая показала преимущества парового флота над парусным, изменила международную обстановку, и развитием новых технологий. Благодаря действиям генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, флот обеспечивал присутствие Российской империи в самых удаленных частях мира и одновременно отвечал за безопасность российских морских границ. Решение этих задач требовало постройки разного типа судов, отличавшихся по назначению и боевым качествам.
Корветы, клиперы, винтовые фрегаты, не имевшие брони, но маневренные и быстроходные — скорость хода 13-14 узлов — предназначались для дальних плаваний, такие как фрегат «Дмитрий Донской», клиперы «Джигит», «Наездник», «Разбойник» и другие. Эти суда проводили гидрографические исследования, изучали вероятные театры военных действий в Тихом и Атлантическом океанах, служили практической учебной базой для офицеров, гардемарин и личного состава.
Для защиты морской границы и оказания огневой поддержки сухопутным силам строились броненосные корабли с ограниченной мореходностью, скорость хода до 8,5 узлов, но с мощной броней, прочным корпусом и сильным артиллерийским вооружением — плавучие батареи «Первенец», «Не тронь меня», служившие на флоте без малого 90 лет и порезанные на металл в 1959 и 1950 гг. соответственно, а также, меньшего тоннажа, башенные броненосные лодки.
Новые корабли требовали выработки новых приёмов морского боя. Основоположником тактики парового броненосного флота стал адмирал Г. И. Бутаков. Он был первым в мире флотоводцем, отказавшимся от переноса принципов действия парусного флота на флот паровой. Его труд «Новые основания пароходной тактики» стал основополагающим в теории военно-морского искусства. Изменилась и организация флота: основной оперативной единицей стала броненосная практическая эскадра. Из судов Балтийского флота комплектовались эскадры, действовавшие в Средиземном море, Тихом и Атлантическом океанах.
С развитием парового кораблестроения совершенствовалась отечественная инженерная мысль: одним из основоположников теории непотопляемости броненосных судов был С. О. Макаров. С развитием технологий появлялись новые типы кораблей, например, появились броненосные фрегаты — «Герцог Эдинбургский» и другие, бронепалубные корветы, такие как «Рында», броненосный монитор «Петр Великий».
В состав Балтийского флота также входил отряд судов Гвардейского экипажа, обслуживавший императорские яхты. Первая паровая яхта «Александрия», построенная в 1851 г., служила четырем императорам и была списана в 1906 году. Одна из первых крейсерских яхт — «Полярная звезда», была построена для Александра III: заложена в 1888 г., в 1930-е гг. переоборудована в плавбазу подводных лодок, затонула в 1961 г.
Новая структура и корабельный состав позволяли флоту успешно выполнять возложенные на него задачи.
ЦГАКФФД СПб. П-558. сн. 4.

ЦГАКФФД СПб. Д 16084.
ЦГАКФФД СПб. Г 16721.
РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 539. Л. 133.
ЦГАКФФД СПб. П-71 сн. 26
ЦГАКФФД СПб. П-221 сн. 111.
ЦГАКФФД СПб. П-221 сн. 114.
ЦГАКФФД СПб. Д 8778.
ЦГАКФФД СПб. П-558, сн. 6.
РГАВМФ.
ЦГАКФФД СПб. Вр 70666.
1885 г.
РГАВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 25. л. 3-5об.





ЦВММ. КП-423.
ЦГАКФФД СПб. Г 18576.
ЦВММ. КП-3275.
ЦГАКФФД СПб. П-381 сн. 12.
ЦГАКФФД СПб. П-417. сн. 13.