Становление и развитие
броненосного флота
России (1860 - 1945 гг.):
к 320 - летию Балтийского флота
Часть первая.

Становление развитие парового броненосного флота и формирование новой военно-морской стратегии и тактики (1860-е — 1890-е гг.)

После окончания Крымской войны в структуре и корабельном составе Балтийского флота произошли серьезные изменения, обусловленные опытом войны, которая показала преимущества парового флота над парусным, изменила международную обстановку, и развитием новых технологий. Благодаря действиям генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, флот обеспечивал присутствие Российской империи в самых удаленных частях мира и одновременно отвечал за безопасность российских морских границ. Решение этих задач требовало постройки разного типа судов, отличавшихся по назначению и боевым качествам.

Корветы, клиперы, винтовые фрегаты, не имевшие брони, но маневренные и быстроходные — скорость хода 13-14 узлов — предназначались для дальних плаваний, такие как фрегат «Дмитрий Донской», клиперы «Джигит», «Наездник», «Разбойник» и другие. Эти суда проводили гидрографические исследования, изучали вероятные театры военных действий в Тихом и Атлантическом океанах, служили практической учебной базой для офицеров, гардемарин и личного состава.

Для защиты морской границы и оказания огневой поддержки сухопутным силам строились броненосные корабли с ограниченной мореходностью, скорость хода до 8,5 узлов, но с мощной броней, прочным корпусом и сильным артиллерийским вооружением — плавучие батареи «Первенец», «Не тронь меня», служившие на флоте без малого 90 лет и порезанные на металл в 1959 и 1950 гг. соответственно, а также, меньшего тоннажа, башенные броненосные лодки.

Новые корабли требовали выработки новых приёмов морского боя. Основоположником тактики парового броненосного флота стал адмирал Г. И. Бутаков. Он был первым в мире флотоводцем, отказавшимся от переноса принципов действия парусного флота на флот паровой. Его труд «Новые основания пароходной тактики» стал основополагающим в теории военно-морского искусства. Изменилась и организация флота: основной оперативной единицей стала броненосная практическая эскадра. Из судов Балтийского флота комплектовались эскадры, действовавшие в Средиземном море, Тихом и Атлантическом океанах.

С развитием парового кораблестроения совершенствовалась отечественная инженерная мысль: одним из основоположников теории непотопляемости броненосных судов был С. О. Макаров. С развитием технологий появлялись новые типы кораблей, например, появились броненосные фрегаты — «Герцог Эдинбургский» и другие, бронепалубные корветы, такие как «Рында», броненосный монитор «Петр Великий».

В состав Балтийского флота также входил отряд судов Гвардейского экипажа, обслуживавший императорские яхты. Первая паровая яхта «Александрия», построенная в 1851 г., служила четырем императорам и была списана в 1906 году. Одна из первых крейсерских яхт — «Полярная звезда», была построена для Александра III: заложена в 1888 г., в 1930-е гг. переоборудована в плавбазу подводных лодок, затонула в 1961 г.

Новая структура и корабельный состав позволяли флоту успешно выполнять возложенные на него задачи.

Корпус фрегата «Дмитрий Донской» во время достройки. Справа видна батарея «Князь Меншиков». 1861 г. Кронштадт. 1854-1861 гг. Санкт-Петербург. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. П-558. сн. 4.
Корпус фрегата «Дмитрий Донской» во время достройки. Справа видна батарея «Князь Меншиков». 1861 г. Кронштадт. 1854-1861 гг. Санкт-Петербург. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. П-558. сн. 4.
Корпус фрегата «Дмитрий Донской» после спуска на воду в заводе на Галерном острове. 1854-1861 гг. Санкт-Петербург. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. П-558. сн. 4.
Портрет великого князя Константина Николаевича, генерал-адмирала флота, председателя Государственного Совета (репродукция с живописного портрета). Санкт-Петербург, 1880-е гг. Фотография ателье Буллы. ЦГАКФФД СПб. Д 16084.
Портрет великого князя Константина Николаевича, генерал-адмирала флота, председателя Государственного Совета (репродукция с живописного портрета). Санкт-Петербург, 1880-е гг. Фотография ателье Буллы.
ЦГАКФФД СПб. Д 16084.
Н. А. Римский-Корсаков (первый справа) в группе гардемаринов на палубе клипера «Алмаз». 1863 г. Соединенные Штаты Америки, г. Нью-Йорк. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Г 16721.
Н. А. Римский-Корсаков (первый справа) в группе гардемаринов на палубе клипера «Алмаз». 1863 г. Соединенные Штаты Америки, г. Нью-Йорк. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Г 16721.
Карта плавания клипера «Джигит» из Сингапура во Владивосток с заходом в Нагасаки. 14 июня – 5 июля 1890 г. РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 539. Л. 133.
Карта плавания клипера «Джигит» из Сингапура во Владивосток с заходом в Нагасаки. 14 июня – 5 июля 1890 г.
РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 539. Л. 133.
Матросы на палубе клипера «Джигит» во время артиллерийских учений. 1890-е гг. Алжир. Автор съемки: Жейзер Ж. ЦГАКФФД СПб. П-71 сн. 26
Матросы на палубе клипера «Джигит» во время артиллерийских учений. 1890-е гг. Алжир. Автор съемки: Жейзер Ж.
ЦГАКФФД СПб. П-71 сн. 26
Вид клипера «Разбойник». 1890-е гг. Алжир. Автор съемки: Жейзер Ж. ЦГАКФФД СПб. П-71 сн. 36.
Вид клипера «Разбойник». 1890-е гг. Алжир. Автор съемки: Жейзер Ж.
ЦГАКФФД СПб. П-71 сн. 36.
Группа моряков клипера «Наездник» на палубе у пушек. 1886-1889 гг. Внутреннее Японское море. Автор съемки: Апостоли Н.Н. ЦГАКФФД СПб. П-221 сн. 111.
Группа моряков клипера «Наездник» на палубе у пушек. 1886-1889 гг. Внутреннее Японское море. Автор съемки: Апостоли Н.Н.
ЦГАКФФД СПб. П-221 сн. 111.
Группа офицеров клипера «Наездник» в кают-компании. 1886-1889 гг. Место съемки не установлено. Автор съемки: Апостоли Н.Н. ЦГАКФФД СПб. П-221 сн. 114.
Группа офицеров клипера «Наездник» в кают-компании. 1886-1889 гг. Место съемки не установлено. Автор съемки: Апостоли Н.Н.
ЦГАКФФД СПб. П-221 сн. 114.
Броненосная батарея "Первенец" (построен в 1863 г. водоизмещение 3 622 тонны, с 1892 г. — броненосец береговой обороны). Начало 1900-х гг. Место съемки не установлено. Фотография ателье Буллы. ЦГАКФФД СПб. Д 8778.
Броненосная батарея "Первенец" (построен в 1863 г. водоизмещение 3 622 тонны, с 1892 г. — броненосец береговой обороны). Начало 1900-х гг. Место съемки не установлено. Фотография ателье Буллы.
ЦГАКФФД СПб. Д 8778.
Башенная броненосная лодка «Колдун». Санкт-Петербург, 1870-е гг. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. П-558, сн. 6.
Башенная броненосная лодка «Колдун». Санкт-Петербург, 1870-е гг. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. П-558, сн. 6.
Научная библиотека. Г. И. Бутаков. «Новые основания пароходной тактики». Санкт-Петербург, типография Морского министерства. Титульный лист. РГАВМФ.
Научная библиотека. Г. И. Бутаков. «Новые основания пароходной тактики». Санкт-Петербург, типография Морского министерства. Титульный лист.
РГАВМФ.
Портрет адмирала Г. И. Бутакова. Дата съемки: 1860-е гг. Место съемки не установлено. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Вр 70666.
Портрет адмирала Г. И. Бутакова. Дата съемки: 1860-е гг. Место съемки не установлено. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Вр 70666.
Приказ вице-адмирала Бутакова № 24 от 28 июня 1868 г. РГАВМФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 63. Л. 5.
Приказ вице-адмирала Бутакова № 24 от 28 июня 1868 г.
РГАВМФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 63. Л. 5.
Письмо С. О. Макарова И. А. Шестакову об испытании водонепроницаемых переборок на вновь строящихся судах. 1885 г. РГАВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 25. л. 3-5об.
Письмо С. О. Макарова И. А. Шестакову об испытании водонепроницаемых переборок на вновь строящихся судах.
1885 г.
РГАВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 25. л. 3-5об.
Письмо С. О. Макарова И. А. Шестакову об испытании водонепроницаемых переборок на вновь строящихся судах. 1885 г. РГАВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 25. л. 3-5об.
Письмо С. О. Макарова И. А. Шестакову об испытании водонепроницаемых переборок на вновь строящихся судах. 1885 г. РГАВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 25. л. 3-5об.
Письмо С. О. Макарова И. А. Шестакову об испытании водонепроницаемых переборок на вновь строящихся судах. 1885 г. РГАВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 25. л. 3-5об.
Письмо С. О. Макарова И. А. Шестакову об испытании водонепроницаемых переборок на вновь строящихся судах. 1885 г. РГАВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 25. л. 3-5об.
Письмо С. О. Макарова И. А. Шестакову об испытании водонепроницаемых переборок на вновь строящихся судах. 1885 г. РГАВМФ. Ф. 417. оп. 1, д. 25. л. 3-5об.
Модель корвета «Рында». Мастерская Эмиро Эзаки, Япония, г. Нагасаки. 1887 г.. Панцирь черепахи. ЦВММ. КП-423.
Модель корвета «Рында». Мастерская Эмиро Эзаки, Япония, г. Нагасаки. 1887 г.. Панцирь черепахи.
ЦВММ. КП-423.
Броненосный крейсер «Герцог Эдинбургский» (типа «Генерал-Адмирал»). 1889 г. Место съемки не установлено. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Г 18576.
Броненосный крейсер «Герцог Эдинбургский» (типа «Генерал-Адмирал»). 1889 г. Место съемки не установлено. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Г 18576.
Альбом чертежей «Броненосный корабль „Петр Великий“». Санкт-Петербург. 1870-е гг. ЦВММ. КП-3275.
Альбом чертежей «Броненосный корабль „Петр Великий“». Санкт-Петербург. 1870-е гг.
ЦВММ. КП-3275.
Демонстрационный чертеж броненосного корабля «Петр Великий»«. Санкт-Петербург. 1870-е гг. ЦВММ. КП-3275.
Демонстрационный чертеж броненосного корабля «Петр Великий»«. Санкт-Петербург. 1870-е гг.
ЦВММ. КП-3275.
Императорская яхта «Александрия» с членами императорской фамилии и свитой в Финском заливе в день прибытия прусской делегации. 7 июля 1888 г. Петербургская губ., Петергоф. Автор съемки: Насветевич Александр Александрович. ЦГАКФФД СПб. П-381 сн. 12.
Императорская яхта «Александрия» с членами императорской фамилии и свитой в Финском заливе в день прибытия прусской делегации. 7 июля 1888 г. Петербургская губ., Петергоф. Автор съемки: Насветевич Александр Александрович.
ЦГАКФФД СПб. П-381 сн. 12.
Император Александр III, императрица Мария Фёдоровна с детьми: великим князем Георгием — сидит крайний справа; великой княжной Ксенией (стоит за императором), наследником цесаревичем Николаем- стоит в центре; великим князем Михаилом — стоит слева, и великой княжной Ольгой — на первом плане. Санкт-Петербург, 1888-1890 гг. Левицкий Сергей Львович. ЦГАКФФД СПб. П-417. сн. 13.
Император Александр III, императрица Мария Фёдоровна с детьми: великим князем Георгием — сидит крайний справа; великой княжной Ксенией (стоит за императором), наследником цесаревичем Николаем- стоит в центре; великим князем Михаилом — стоит слева, и великой княжной Ольгой — на первом плане. Санкт-Петербург, 1888-1890 гг. Левицкий Сергей Львович.
ЦГАКФФД СПб. П-417. сн. 13.
Императорская яхта «Полярная звезда» на Большом Кронштадтском рейде. Не позднее 1904 г. Фотография ателье Буллы. ЦГАКФФД СПб. Д 1437.
Императорская яхта «Полярная звезда» на Большом Кронштадтском рейде. Не позднее 1904 г. Фотография ателье Буллы.
ЦГАКФФД СПб. Д 1437.