- Главная
- Виртуальные проекты
- 80 фактов
- 9 факт
9 факт
В связи с началом войны было прекращено строительство ленинградского метрополитена, начавшееся в марте 1941 года
В 1935 г. строительство метро было включено в Генеральный план развития Ленинграда. Метро, помимо транспортной функции, должно было служить бомбоубежищем и обеспечивать проезд железнодорожных составов под Невой между Московским и Финляндским вокзалами. В первом проекте предполагалось 12 станций, в том числе четыре рядом с вокзалами. Позже проект подкорректировали: убрали три станции, отказались от привязки к железной дороге. Работы начались в январе 1941 г., для чего было создано «Строительство № 5 Народного комиссариата путей сообщения» во главе с И. Г. Зубковым. В нем работало около 10 тысяч человек. К июню 1941 г. метростроители прошли 34 шахтных ствола, начали проходку 11 штолен, прошли 675 погонных метров подходных тоннелей, начали работы по устройству станции «Кировский завод». Открыть первую линию рассчитывали в декабре 1942 г., но начавшаяся война прервала эти планы. Чтобы защитить подземные выработки от обрушения, шахты пришлось затопить.
Когда началась война, метростроевцы возводили оборонительные сооружения и мосты, прокладывали железнодорожные пути, оборудовали переправу танков на Невский пятачок, участвовали в строительстве портовых сооружений в Осиновце и Кобоне, обеспечивавших перевозки через Ладожское озеро. После прорыва блокады в 1943 г. ленинградские метростроевцы проложили железную дорогу, позволившую возобновить прямое железнодорожное сообщение Ленинграда с остальной страной. Ключевой объект этой трассы, мост через Неву у Шлиссельбурга, команда Зубкова возвела за рекордные десять дней. Тогда же метростроевцы построили 12 шахт Комаровского бассейна, откуда зимой 1943/1944 г. Ленинград получил 110 тысяч тонн угля. В 1944–1945 гг. ленинградские метростроители восстанавливали транспортные коммуникации на освобожденной территории, в частности тоннели в Карпатах.
К строительству метро в Ленинграде вернулись лишь в 1946–1947 гг., при этом проект был пересмотрен. Первую очередь Ленинградского метрополитена открыли 15 ноября 1955 г.
ЦГАНТД СПб. Ф. Р-386. Оп. 35. Д. 26. Л. 57
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 2а. Д. 121. Л. 151, 152

ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 2а. Д. 179. Л. 17