9 факт

В связи с началом войны было пре­кращено строительство ленинградского метрополитена, начавшееся в марте 1941 года

В 1935 г. строительство метро было включено в Генеральный план развития Ленинграда. Метро, помимо транспортной функции, должно было служить бомбоубежищем и обеспечивать проезд железнодорожных составов под Невой между Московским и Финляндским вокзалами. В первом проекте предполагалось 12 станций, в том числе четыре рядом с вокзалами. Позже проект подкорректировали: убрали три станции, отказались от привязки к железной дороге. Работы начались в январе 1941 г., для чего было создано «Строительство № 5 Народного комиссариата путей сообщения» во главе с И. Г. Зубковым. В нем работало около 10 тысяч человек. К июню 1941 г. метростроители прошли 34 шахтных ствола, начали проходку 11 штолен, прошли 675 погонных метров подходных тоннелей, начали работы по устройству станции «Кировский завод». Открыть первую линию рассчитывали в декабре 1942 г., но начавшаяся война прервала эти планы. Чтобы защитить подземные выработки от обрушения, шахты пришлось затопить.

Когда началась война, метростроевцы возводили оборонительные сооружения и мосты, прокладывали железнодорожные пути, оборудовали переправу танков на Невский пятачок, участвовали в строительстве портовых сооружений в Осиновце и Кобоне, обеспечивавших перевозки через Ладожское озеро. После прорыва блокады в 1943 г. ленинградские метростроевцы проложили железную дорогу, позволившую возобновить прямое железнодорожное сообщение Ленинграда с остальной страной. Ключевой объект этой трассы, мост через Неву у Шлиссельбурга, команда Зубкова возвела за рекордные десять дней. Тогда же метростроевцы построили 12 шахт Комаровского бассейна, откуда зимой 1943/1944 г. Ленинград получил 110 тысяч тонн угля. В 1944–1945 гг. ленинградские метростроители восстанавливали транспортные коммуникации на освобожденной территории, в частности тоннели в Карпатах.

К строительству метро в Ленинграде вернулись лишь в 1946–1947 гг., при этом проект был пересмотрен. Первую очередь Ленинградского метрополитена открыли 15 ноября 1955 г.

Проект застройки района Автово и Кировского района архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома. 1940 г. Изображение «Улица Стачек от Кировской площади в сторону Автово». ЦГАНТД СПб. Ф. Р-386. Оп. 35. Д. 26. Л. 57
Проект застройки района Автово и Кировского района архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома. 1940 г. Изображение «Улица Стачек от Кировской площади в сторону Автово».
ЦГАНТД СПб. Ф. Р-386. Оп. 35. Д. 26. Л. 57
Начальник управления военно-восстановительных и заградительных работ № 2 Ленинградского фронта И. Г. Зубков. 1940–1941 гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ (Санкт-Петербург). КП 4616 А 
Начальник управления военно-восстановительных и заградительных работ № 2 Ленинградского фронта И. Г. Зубков. 1940–1941 гг. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ (Санкт-Петербург). КП 4616 А 
Постановление бюро ЛГК ВКП(б) о расположении станций метрополитена в Кировском районе Ленинграда. 5 февраля 1941 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 2а. Д. 121. Л. 151, 152
Постановление бюро ЛГК ВКП(б) о расположении станций метрополитена в Кировском районе Ленинграда. 5 февраля 1941 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 2а. Д. 121. Л. 151, 152
Постановление бюро ЛГК ВКП(б) о расположении станций метрополитена в Кировском районе Ленинграда. 5 февраля 1941 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 2а. Д. 121. Л. 151, 152
Изображения к предложениям доктора технических наук, профессора А. Н. Пассека секретарю ЛГК ВКП(б) А. А. Кузнецову о сооружении затворов в целях защиты подземных тоннелей от затопления. 12 июня 1941 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 2а. Д. 179. Л. 17
Изображения к предложениям доктора технических наук, профессора А. Н. Пассека секретарю ЛГК ВКП(б) А. А. Кузнецову о сооружении затворов в целях защиты подземных тоннелей от затопления. 12 июня 1941 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 2а. Д. 179. Л. 17
Проект постановления бюро ЛГК ВКП(б) о проектировании станций, вестибюлей и входов в метро. 16 июня 1941 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 2а. Д. 138. Л. 12
Проект постановления бюро ЛГК ВКП(б) о проектировании станций, вестибюлей и входов в метро. 16 июня 1941 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 2а. Д. 138. Л. 12