- Главная
- Виртуальные проекты
- 80 фактов
- 7 факт
7 факт
Одним из способов затруднить действия авиации противника в небе над Ленинградом были аэростаты заграждения. Аэростаты и тросы, которыми они были привязаны, препятствовали снижению самолетов до малых высот, не позволяя сбрасывать бомбы прицельно. В состав 2-го корпуса ПВО входили два полка аэростатов заграждения, а также отдельные отряды для прикрытия стратегических объектов. В темное время суток более 300 аэростатов поднималось на высоту около 2 км, прикрывая всю территорию города.
Во время блокады эксплуатация аэростатов осложнилась из-за дефицита горючего, и здесь большую помощь оказали ленинградские ученые. Так, проблему недостатка бензина у аэростатчиков решил воентехник Б. И. Шелищ, который предложил использовать «грязный» водород, стравливавшийся из аэростатов, в качестве топлива для двигателей грузовиков и моторов лебедок, при помощи которых аэростаты спускались на землю. Метод оказался взрывоопасным, но после введения в конструкцию водяного затвора прекрасно зарекомендовал себя. Вскоре все аэростатные лебедки в Ленинграде перешли на «грязный» водород.
Важную работу сделали сотрудники Ленинградского химико-технологического института под руководством доцента П. Г. Романкова: они установили химическую причину преждевременного износа и разгерметизации оболочек аэростатов заграждения и разработали рекомендации по изменению технологии производства водорода, применение которых позволило устранить проблемы.
ЦГАКФФД СПб. Ар 14807
ЦГАКФФД СПб. Ар 16689
ЦГАЛИ СПб. Ф. 107. Оп. 4. Д. 378. Л. 23
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 13. Д. 33. Л. 9
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909К. Оп. 1. Д. 53. Л. 5а