66 факт

После прорыва блокады за рекордные 10 дней сооружен мост через Неву, позволивший возобновить железнодорожные перевозки в Ленинград

Организация перевозок через Ладожское озеро водным и автомобильным транспортом требовала огромных усилий. Для полноценного снабжения города и фронта необходимо было провести в город железную дорогу. В ноябре 1942 г., как только лед на Ладоге стал достаточно прочным, началось строительство свайно-ледовой железной дороги. Однако коридор шириной в несколько километров вдоль Ладожского озера, пробитый при прорыве блокады в январе 1943 г., позволил возобновить сообщение по суше. 18 января, в день, когда соединились войска двух фронтов, Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве железной дороги вдоль берега озера и железнодорожного моста в истоке Невы. Перед инженерами, еще накануне решавшими совершенно иную задачу, была поставлена цель в течение 20 дней оборудовать участок железной дороги от Шлиссельбурга до станции Поляны с мостом длиной более километра, способным выдержать железнодорожный состав с грузом. Эта задача была успешно решена — доро­гу сдали в эксплуатацию на три дня раньше.

7 февраля 1943 г. на Финляндский вокзал впервые с 27 августа 1941 г. прибыл поезд с Большой земли. Это позволило наладить снабжение города и фронта всем необходимым, в том числе боеприпасами, продовольствием, медикаментами, сырьем для предприятий. Дорога обстреливалась. Однако поезда ходили по этой дороге до марта 1944 г., обеспечивая снабжение Ленинграда.

Строительство железной дороги в Ленинград через коридор прорыва блокады южнее Ладожского озера. 27 января 1943 г. ЦГАКФФД СПб. Ар 44340
Строительство железной дороги в Ленинград через коридор прорыва блокады южнее Ладожского озера. 27 января 1943 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 44340
Строительство железнодорожного моста через Неву после прорыва блокады Ленинграда. Январь 1943 г. ЦГАКФФД СПб. Ар 45561
Строительство железнодорожного моста через Неву после прорыва блокады Ленинграда. Январь 1943 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 45561
Сводка начальника тыла Ленинградского фронта Ф. Н. Лагунова о движении грузов по железной дороге через станцию Шлиссельбург. 13 февраля 1943 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 6559. Л. 92
Сводка начальника тыла Ленинградского фронта Ф. Н. Лагунова о движении грузов по железной дороге через станцию Шлиссельбург. 13 февраля 1943 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 6559. Л. 92
Первый поезд, прибывший после прорыва блокады Ленинграда, у платформы Финляндского вокзала. 7 февраля 1943 г. Фотограф Д. М. Трахтенберг. ЦГАКФФД СПб. Ар 99096
Первый поезд, прибывший после прорыва блокады Ленинграда, у платформы Финляндского вокзала. 7 февраля 1943 г. Фотограф Д. М. Трахтенберг.
ЦГАКФФД СПб. Ар 99096