- Главная
- Виртуальные проекты
- 80 фактов
- 60 факт
60 факт
В условиях отсутствия подвоза основным топливом для электростанций Ленинграда являлся торф, который ленинградцы добывали своими силами в болотах к северу от города: в первую блокадную зиму удалось заготовить 431,2 тысячи тонн торфа
С первых дней блокады Ленинград и фронтовые части испытывали острую нехватку топлива. Доставлять нужное количество угля и жидкого топлива водным и автомобильным транспортом через Ладожское озеро было невозможно. Необходимо было использовать местные ресурсы, в первую очередь торф. Синявинское месторождение торфа, второе по объемам добычи в СССР, оказалось в эпицентре сражений, а его рабочие поселки в ходе боевых действий были полностью уничтожены. В кольце блокады остались торфопредприятия «Ириновское», «Щеглово», «Шувалово» и «Дунай». Осенью 1941 г. туда в порядке трудовой повинности были направлены сотни ленинградцев, главным образом женщин и подростков. Работа продолжалась и в первую блокадную зиму, несмотря на холод и недостаток продовольствия. В труднейших условиях ленинградцам удалось заготовить 431,2 тысячи тонн торфа, что позволило обеспечить работу единственной действовавшей электростанции — 5-й ГЭС «Красный Октябрь». Один из ее котлов был переоборудован для сжигания высоковлажного фрезерного торфа, который добывался под Ленинградом. Интенсивная добыча торфа продолжалась весь 1942 г. В июле 1942 г. на торфопредприятиях работало более 19 тысяч ленинградцев. Только после прорыва блокады, когда по освобожденной территории была проложена железнодорожная ветка с временным мостом через Неву, начались поставки торфа из-за пределов блокадного кольца. После Победы торфопредприятия Ленинградской области были восстановлены и на протяжении полувека исправно поставляли топливо на теплоэлектростанции региона.