45 факт

22 ноября 1941 года через Ладожское озеро по ледовой трассе, известной как Дорога жизни, прошли первые грузовики

В ноябре 1941 г. Ладогу сковал лед, прекратив навигацию. Снабжение Ленинграда было продолжено автомобильным транспортом. Оборудование ледовой трассы через озеро началось 16 ноября 1941 г. 22 ноября колонна из 60 грузовиков впервые прошла по ладожскому льду. Автомобильная дорога начиналась за Большеохтинским мостом и шла до мыса Осиновец на западном берегу Ладоги. Здесь начинался самый сложный участок — по льду озера. Затем трасса лесными дорогами, обходя захваченный немцами Тихвин, выходила к станции Заборовье. После освобождения советскими войсками Тихвина 9 декабря 1941 г. последний участок был значительно сокращен. В это время эвакуация официально не проводилась, тем не менее многие пытались выбираться из блокированного города самостоятельно. По официальной статистике, поход­ным порядком и неорганизованным транспортом через Ладожское озеро эвакуировалось 36 118 человек. Несмотря на каждодневный подвиг водителей и всех кто, обеспечивал работу Дороги жизни, норму выдачи продовольствия в блокадном Ленинграде удалось повысить только 25 декабря 1941 г. Ледовая трасса дала возможность доставлять грузы в Ленинград и возобновить эвакуа­цию горожан.

Схема c результатами изучения образования льда на Ладожском озере по многолетним наблюдениям (1880–1940-е гг.) для подготовки ледовой трассы. Из дела Ленинградского научно-исследовательского института коммунального хозяйства «Ледовая дорога через Ладогу». 1941–1943 гг. ЦГАНТД СПб. Ф. Р-275. Оп. 2−1. Д. 691. Л. 177
Схема c результатами изучения образования льда на Ладожском озере по многолетним наблюдениям (1880–1940-е гг.) для подготовки ледовой трассы. Из дела Ленинградского научно-исследовательского института коммунального хозяйства «Ледовая дорога через Ладогу». 1941–1943 гг.
ЦГАНТД СПб. Ф. Р-275. Оп. 2−1. Д. 691. Л. 177
Приветственный адрес коллектива строительства № 42 НКПС на имя члена Военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданова. 17 февраля 1942 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 6093. Л. 32
Приветственный адрес коллектива строительства № 42 НКПС на имя члена Военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданова. 17 февраля 1942 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 6093. Л. 32
Обращение начальника строительства № 42 НКПС А. С. Черного к члену военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданову о строительстве перегона на участке Кобона — маяк Кареджи. 6 февраля 1942 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 6093. Л. 31 и об.
Обращение начальника строительства № 42 НКПС А. С. Черного к члену военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданову о строительстве перегона на участке Кобона — маяк Кареджи. 6 февраля 1942 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 6093. Л. 31 и об.
Обращение начальника строительства № 42 НКПС А. С. Черного к члену военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданову о строительстве перегона на участке Кобона — маяк Кареджи. 6 февраля 1942 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 6093. Л. 31 и об.
Выезд на Ладожское озеро и ледовую трассу у деревни Коккорево. 27 февраля 1942 г. Фотограф В. Г. Федосеев. ЦГАКФФД СПб. Ар 28185
Выезд на Ладожское озеро и ледовую трассу у деревни Коккорево. 27 февраля 1942 г. Фотограф В. Г. Федосеев.
ЦГАКФФД СПб. Ар 28185
На ледяной трассе через Ладожское озеро. Март 1942 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909К. Оп. 1. Д. 170. Л. 1
На ледяной трассе через Ладожское озеро. Март 1942 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909К. Оп. 1. Д. 170. Л. 1
Ночное движение по ледяной трассе через Ладожское озеро. Март 1942 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909К. Оп. 1. Д. 170. Л. 2
Ночное движение по ледяной трассе через Ладожское озеро. Март 1942 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909К. Оп. 1. Д. 170. Л. 2
Книжка личного счета водителя ледовой трассы. 1942–1943 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909К. Оп. 1. Д. 169. Л. 1, 3
Книжка личного счета водителя ледовой трассы. 1942–1943 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909К. Оп. 1. Д. 169. Л. 1, 3
Книжка личного счета водителя ледовой трассы. 1942–1943 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909К. Оп. 1. Д. 169. Л. 1, 3
Машины с продовольствием для Ленинграда идут по ледовой трассе. Фотохроника ЛенТАСС. 1942 г. ЦГАЛИ СПб. Ф. 107. Оп. 4. Д. 378. Л. 5
Машины с продовольствием для Ленинграда идут по ледовой трассе. Фотохроника ЛенТАСС. 1942 г.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 107. Оп. 4. Д. 378. Л. 5
На Ладожской трассе. Трещина на льду, через которую по временному мосту пропускается груженая автомашина. Фотограф В. Г. Федосеев. Фотохроника Лен. ТАСС № 40907. 1942 г. Военно-медицинский музей. 0011758-ФОФ
На Ладожской трассе. Трещина на льду, через которую по временному мосту пропускается груженая автомашина. Фотограф В. Г. Федосеев. Фотохроника Лен. ТАСС № 40907. 1942 г. Военно-медицинский музей. 0011758-ФОФ
Безостановочно двигались по льду автомашины с продовольствием. 1942 г. Фотографы В. Г. Федосеев, Р. А. Мазелев. ЦГАКФФД СПб. Др 5478
Безостановочно двигались по льду автомашины с продовольствием. 1942 г. Фотографы В. Г. Федосеев, Р. А. Мазелев.
ЦГАКФФД СПб. Др 5478
Воспоминания заместителя начальникав автодороги В. С. Горностаева об организации снабжения блокированного города по Ладожскому озеру. Ноябрь 1966 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-4000. Оп. 34. Д. 209. Л. 2–6
Воспоминания заместителя начальникав автодороги В. С. Горностаева об организации снабжения блокированного города по Ладожскому озеру. Ноябрь 1966 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-4000. Оп. 34. Д. 209. Л. 2–6
Воспоминания заместителя начальникав автодороги В. С. Горностаева об организации снабжения блокированного города по Ладожскому озеру. Ноябрь 1966 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-4000. Оп. 34. Д. 209. Л. 2–6
Воспоминания заместителя начальникав автодороги В. С. Горностаева об организации снабжения блокированного города по Ладожскому озеру. Ноябрь 1966 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-4000. Оп. 34. Д. 209. Л. 2–6
Воспоминания заместителя начальникав автодороги В. С. Горностаева об организации снабжения блокированного города по Ладожскому озеру. Ноябрь 1966 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-4000. Оп. 34. Д. 209. Л. 2–6
Воспоминания заместителя начальникав автодороги В. С. Горностаева об организации снабжения блокированного города по Ладожскому озеру. Ноябрь 1966 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-4000. Оп. 34. Д. 209. Л. 2–6