- Главная
- Виртуальные проекты
- 80 фактов
- 45 факт
45 факт
22 ноября 1941 года через Ладожское озеро по ледовой трассе, известной как Дорога жизни, прошли первые грузовики
В ноябре 1941 г. Ладогу сковал лед, прекратив навигацию. Снабжение Ленинграда было продолжено автомобильным транспортом. Оборудование ледовой трассы через озеро началось 16 ноября 1941 г. 22 ноября колонна из 60 грузовиков впервые прошла по ладожскому льду. Автомобильная дорога начиналась за Большеохтинским мостом и шла до мыса Осиновец на западном берегу Ладоги. Здесь начинался самый сложный участок — по льду озера. Затем трасса лесными дорогами, обходя захваченный немцами Тихвин, выходила к станции Заборовье. После освобождения советскими войсками Тихвина 9 декабря 1941 г. последний участок был значительно сокращен. В это время эвакуация официально не проводилась, тем не менее многие пытались выбираться из блокированного города самостоятельно. По официальной статистике, походным порядком и неорганизованным транспортом через Ладожское озеро эвакуировалось 36 118 человек. Несмотря на каждодневный подвиг водителей и всех кто, обеспечивал работу Дороги жизни, норму выдачи продовольствия в блокадном Ленинграде удалось повысить только 25 декабря 1941 г. Ледовая трасса дала возможность доставлять грузы в Ленинград и возобновить эвакуацию горожан.
ЦГАНТД СПб. Ф. Р-275. Оп. 2−1. Д. 691. Л. 177
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 6093. Л. 32
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 6093. Л. 31 и об.

ЦГАКФФД СПб. Ар 28185
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909К. Оп. 1. Д. 170. Л. 2
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909К. Оп. 1. Д. 169. Л. 1, 3

ЦГАЛИ СПб. Ф. 107. Оп. 4. Д. 378. Л. 5
ЦГАКФФД СПб. Др 5478