32 факт

Благодаря авиаперевозкам в блокадный Ленинград доставлено 6234 тонны продовольствия и вывезено более 50 тысяч человек

Через неделю после установления блокады, 13 сентября 1941 г., Особая северная группа гражданской авиации начала перевозку в Ленинград продовольствия самолетами ПС-84. Вскоре к ней присоединились 30 таких же самолетов Московской авиагруппы особого назначения. Была установлена норма доставки в 100 т в день, с 1 октября — 150 т. Полеты в Ленинград осуществлялись с аэро­дромов в Тихвине, Кушевере и Хвойной, причем даже в нелетную погоду. Чтобы уменьшить опасность атак немецких истребителей, летчики вели самолеты на предельно малой высоте. Обе группы выполняли рейсы с 10 октября до 21 декабря, а когда было налажено движение автомобилей по льду замерзшего Ладожского озера, самолеты Московской группы перебросили на другие направления.

Каждый самолет производил до шести рейсов в день, с продвижением врага к Тихвину и его оккупацией из-за увеличения дальности полетов их пришлось уменьшить до двух. Авиаторы вывозили в первую очередь ценных специалистов. С 10 октября по 25 декабря 1941 г. они доставили (по неполным данным) 6000 тонн продовольствия, медикаментов, боеприпасов, оружия и вывезли из Ленинграда 53 тысячи человек, из них 35 тысяч гражданского населения. На 30 декабря самолеты вывезли 35 114 человек, из которых 18 158 рабочих и членов их семей, 16 956 военнослужащих и членов их семей, в числе военнослужащих — 7773 раненых. Ни до, ни после советские транспортные самолеты не использовались в таком количестве и с такой интенсивностью для полетов днем.

Разгрузка транспортного самолета. 10 октября 1941 г. ЦГАКФФД СПб. Ар 44323а
Разгрузка транспортного самолета. 10 октября 1941 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 44323а
Разгрузка транспортного самолета. 10 октября 1941 г. ЦГАКФФД СПб. Ар 44323б
Разгрузка транспортного самолета. 10 октября 1941 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 44323б