null Гражданское состояние

  • О рождении (по 1924 г. включительно)

  • О бракосочетании (по 1924 г. включительно)

  • О смерти (по 1924 г. включительно)

  • О расторжении брака (по 1924 г. включительно)

  • Об усыновлении / опекунстве

  • О смене фамилии

Начиная с 20-х годов XVIII века и до революции 1917 года сведения о рождении (крещении), бракосочетании и смерти человека православного исповедания вносились в метрические книги — совокупность хронологических записей о рождении, браке, смерти по установленной форме. По принципу документирования и хранения метрические книги делились на приходские и консисторские. Велись метрические книги духовенством (приходским священником). С конца XIXвека обязанность вести метрические книги о военнослужащих по полкам возлагалась на военных священников.

Метрические книги неправославных конфессий в России законодательно оформились позднее: обязательное ведение метрических книг распространилось на католическую церковь с 1826 года, на евангелическо-лютеранскую — с 1832 года, на еврейские общины — с 1835 года, на магометанские общины — в течение 1828-1872 годов, и значительно позднее на раскольников (1874 г.), баптистов (1879 г.) и остальных сектантов (1906 г.).

По декрету ВЦИК и СНК от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» ведение актов гражданского состояния перешло в обязанность отделов записей браков и рождений при городской (районной, уездной, волостной) управе.

Книги записей актов гражданского состояния в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством поступают на хранение в государственные архивы из органов ЗАГС по истечении 100 лет с даты их создания. В настоящее время в Архивах хранятся метрические книги до 1918 года (ЦГИА СПб) и книги записей актов гражданского состояния до 1925 года (ЦГА СПб).

Обращаем Ваше внимание, что вопреки существующим убеждениям, не существует такого архива или организации, где хранилась бы и с годами накапливалась информация о жизни и судьбе отдельного человека, по истории каждой семьи, рода (за исключением, разумеется, выдающихся деятелей науки, культуры, искусства). Это прерогатива семейных, личных архивов.

Поиск информации об истории семьи, судьбе отдельных ее представителей — очень трудоемкий и длительный процесс, требующий специальных знаний и навыков. Поэтому в помощь людям, решившим заняться изучением своих корней, существуют генеалогические общества, информацию о которых, можно найти на многочисленных сайтах в сети Интернет.

Специалисты государственных архивов не занимаются генеалогическими исследованиями, а могут на основе имеющихся в архивах документов подтвердить, уточнить, дополнить или опровергнуть известные Вам конкретные факты биографии интересующих Вас людей. Информация же о гражданах может содержаться в документах по месту их работы, учебы, в документах, регистрирующих их гражданское состояние и т.д. Для определения местонахождения таких документов необходимо знать обстоятельства жизни тех людей, которые Вас интересуют. Иными словами, только отталкиваясь от определенного события или факта в жизни человека, можно определить круг документов, в которых это событие может быть зафиксировано, и предположить место их хранения.

При составлении своей родословной (как и при поиске какой-либо информации о своих родственниках) возможны два пути:обращение с запросом в соответствующий архив и/или самостоятельная работа с архивными документами в читальных залах архивов. В любом случае в начале работы необходимо изучить семейный архив, собрать и проанализировать сохранившиеся документы родителей, бабушек, дедушек и других родственников, фотографии, или информацию (воспоминания) родственников и знакомых.

При обращении в архив с запросом о поиске информации об интересующем Вас члене рода желательно иметь следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (для женщин — девичья фамилия и в замужестве — в зависимости от количества браков);
  • дата рождения: год, месяц, число, если неизвестно, то можно приблизительно, в пределах нескольких лет;
  • место крещения (усыновления); место рождения: губерния (область), уезд (район), волость, город, село, деревня и др., место жительства;
  • дата смерти (если неизвестно точно, можно приблизительно),
  • место захоронения; вероисповедание, был ли переход в другую веру; сословие; звание, чин, титул;
  • семейное положение: где состоялся брак (венчание), когда, фамилия имя, отчество жены (мужа);
  • место службы (где, когда); награды (какие, когда и за что);
  • образование: название учебного заведения, факультета, когда учился год окончания;
  • владение землей, недвижимостью (где): губерния, уезд, город, село и т.д.);
  • какими документами об интересующем Вас лице располагаете и можете ли представить их копии;
  • другие известные Вам факты и подробности, которые Вы считаете нужным сообщить для проведения поиска: гражданство, подданство (в отношении иностранных граждан), факт опекунства, факт усыновления (удочерения), нахождение под судом, эмиграция семьи и т.д.

Обращаться с запросом необходимо в архив (архивы) того региона, с которым была связана жизнь интересующего Вас лица. Адреса государственных архивов Российской Федерации можно найти на сайте «Архивы России». В связи с возможными переименованиями населенных пунктов и различными изменениями в административно — территориальном делении Российского государства, для более точного определения места поиска желательно использовать справочники по административно территориальному делению Российской Империи и СССР, Российской Федерации.

Обращаясь в архив с запросом о поиске информации о своих родственниках (предках), следует иметь в виду, что такие запросы исполняются государственными архивами на платной основе. Прейскурант цен утверждается директором архива.

При самостоятельной работе с архивными документами в читальных залах архивов рекомендуем предварительно ознакомиться с соответствующей литературой: справочниками, указателями, статьями по генеалогии.

Перейти к отправке запроса