В царствование Николая I Императорский фарфоровый завод представлял собой крупное предприятие с разветвлённой схемой управления, большим штатом сотрудников и основательной технической оснащенностью. Оставаясь в ведении Кабинета его императорского величества, завод работал под руководством часто сменяемых директоров, которых назначал в качестве своих посредников управляющий Кабинетом князь П.М.Волконский. Директора пеклись о жесткой дисциплине, установленной на заводе. В это время был разработан новый устав завода, изменился и подход к его финансированию. Качество изделий значительно повысилось, благодаря введению в строй высокотехнологичного оборудования и применению в приготовлении фарфоровой массы французской (лиможской) глины. Последнее обеспечило почти полное сходство отечественного фарфора по белизне, тонкости и прочности с английским и французским. Возросшие потребности императорского двора и сокращение сроков исполнения заказов за счет их авансирования способствовали увеличению выпуска продукции. Николай I лично утверждал проекты изделий завода, ассортимент которых был значительно расширен. Ведущим принципом было стремление превзойти европейские мануфактуры в создании изысканных вещей. Поэтому, несмотря на характерное для «николаевской» эпохи подавление самобытной творческой мысли, производство достигло технического совершенства, многообразия форм и виртуозного уровня росписи. В ознаменование 100-летнего юбилея в 1844 г. при заводе был создан музей для экспонирования его лучших произведений. Впервые Императорский фарфоровый завод стал принимать участие в международных выставках. На выставке 1851 г. в Лондоне его продукция была удостоена золотой медали. |
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2019
© Акционерное общество «Императорский фарфоровый завод», 2019
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2019
© Российский государственный исторический архив, 2019
© Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, 2019
© Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, 2019
© Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга, 2019
© Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга, 2019
© Историко-этнографический музей г. Ирбит, 2019
© В.Н.Рыхляков, Е.Ю.Скорикова, М.В.Деньгина, И.О.Гарькуша, 2019
© М.Л.Орлова, И.Л.Кузина, О.Е.Шитова-Белова, Е.В.Черноусова, И.А.Хайновская, Ю.С.Фабрикова, М.А.Иванова, Г.В.Дроздовская: текст, 2019
© М.А.Иванова: композиция и съемка коллажей с фарфоровыми изделиями, 2019
© Д.В.Сироткин, А.В.Теребенин, В.С.Теребенин: фотографии экспонатов Государственного Эрмитажа, 2019
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.