В период правления Екатерины II отечественное фарфоровое производство успешно продолжило свое развитие благодаря личной опеке императрицы. Ее эпоха - золотой век российской науки и культуры - стала временем расцвета русского художественного фарфора. С 1765 г. Невская порцелиновая мануфактура была реорганизована и получила название «Императорский фарфоровый завод». Вступило в силу Положение о фарфоровом заводе, которое определило обязанности управляющего и временный штат. В это время были расширены земельные владения завода, выстроены новые корпуса, открылись первые магазины по продаже заводских изделий. Кабинет ее императорского величества ежегодно субсидировал развитие производства. Профессиональное мастерство художников и скульпторов совершенствовалось благодаря освоению опыта привлеченных на завод европейских специалистов. Лучшим из них был французский скульптор Ж.-Д.Рашетт - модельмейстер завода с 1779 г. Под его руководством и с одобрения императрицы была создана серия скульптур "Народы России", которая положила начало развитию национальной темы в произведениях русского фарфора. Но подлинную славу «екатерининского фарфора» составили роскошные сервизные ансамбли, насчитывающие до тысячи предметов. Центральное место в них занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие идеи просвещенной монархии, добродетели императрицы и события эпохи ее правления. К концу XVIII в. Императорский фарфоровый завод вышел на уровень ведущих мануфактур Европы. Он исключительно из отечественного сырья производил фарфор, который по своему составу приближался к китайскому. В художественном отношении «екатерининский фарфор» - это подлинные произведения искусства. |
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2019
© Акционерное общество «Императорский фарфоровый завод», 2019
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2019
© Российский государственный исторический архив, 2019
© Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, 2019
© Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, 2019
© Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга, 2019
© Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга, 2019
© Историко-этнографический музей г. Ирбит, 2019
© В.Н.Рыхляков, Е.Ю.Скорикова, М.В.Деньгина, И.О.Гарькуша, 2019
© М.Л.Орлова, И.Л.Кузина, О.Е.Шитова-Белова, Е.В.Черноусова, И.А.Хайновская, Ю.С.Фабрикова, М.А.Иванова, Г.В.Дроздовская: текст, 2019
© М.А.Иванова: композиция и съемка коллажей с фарфоровыми изделиями, 2019
© Д.В.Сироткин, А.В.Теребенин, В.С.Теребенин: фотографии экспонатов Государственного Эрмитажа, 2019
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.