Главная О проекте Разделы Книга отзывов

 

История создания Ленобласти

В 20-е годы XX века в СССР проводится реформа, призванная изменить административно-территориальное деление страны, доставшееся в наследство от Российской империи. Губернии, уезды и волости были заменены на области (края), округа и районы. Эта работа проводилась в целях повышения работоспособности как страны в целом, так и каждой отдельной ее части. Цель определяла задачи административно-территориальной реформы, среди них: возможность более целесообразного разделения труда между отдельными районами, развитие их специализации, более успешное использование естественных богатств и ресурсов административно-территориальных единиц, развитие производительных сил, создание благоприятных условий для приближения госаппарата к массам.

Приоритетным при проведении административно-территориального деления являлся принцип экономического районирования. В этом случае обеспечивалась сосредоточение всех средств и сил в образуемых территориальных единицах. Одной из важнейших задач стала концентрация имеющихся кадров. Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров было одной из причин укрупнения административно-территориальных единиц.

Основной метод районирования заключался в выделении районов, сложившихся или складывавшихся в соответствии с территориальным общественным разделением труда. Это вело к совершенствованию территориальной организации производительных сил и управления экономикой. Следствием чего становилось сочетание территориального планирования с отраслевым принципом управления, специализация и комплексное развитие хозяйства районов.

Впервые на необходимость работ по районированию указал еще в конце ХIХ века В.И. Ленин в работе «Развитие капитализма в России».

В дальнейшем, после октябрьской революции, уже на начальном этапе гражданской войны, наряду со стихийным дроблением территорий, была осознана необходимость перейти к принципиально иным основам регулирования территориальных отношений.

II Всероссийский съезд советов народного хозяйства, проходивший в декабре 1918 г., «признал существовавшее тогда административное деление Европейской России на губернии и уезды устаревшим и не соответствующим организации социалистической экономики Советского государства» и предложил ВСНХ совместно с Комиссариатом внутренних дел и административным отделом ВЦИК приступить в ближайшем будущем к пересмотру административных границ в целях постепенной замены существовавшей системы административного деления новой системой деления Советской России на районы, основанной, главным образом, на экономических признаках.

Это же требование соответствия административного районирования экономическому было подтверждено через год, в декабре 1919 г., в решениях VII Всероссийского съезда Советов, который поручил ВЦИК разработать практически вопрос о новом административно-хозяйственном делении РСФСР с целью введения экономического районного деления страны. Тем не менее, приступить к практической реализации этой масштабной задачи стало возможным только с окончанием гражданской войны и переходом к мирному строительству.

С февраля 1920 г. решение задач территориального переустройства страны было сосредоточено в Административной комиссии ВЦИК, главной задачей которой и было введение нового экономического районирования.

Предложения комиссии были в общей форме утверждены на II сессии ВЦИК 21 марта 1921 г. постановлением, поручавшим разослать проект нового районирования Губисполкомам, которые обязаны представить в возможно краткий срок заключения в Административную Комиссию. Иначе говоря, вопрос не был решен окончательно, и в итоге проект ВЦИКа не был утвержден.

Одной из причин этого было то, что к этому времени возникла своеобразная конкуренция ведомств. Новым районированием страны стали заниматься не только Административная комиссия при ВЦИКе, но и комиссия наркомата по военным и морским делам, Центральное статистическое управление, Наркомзем и, наконец, Госплан.

Победителем из этой ведомственной борьбы вышел Госплан.

К Госплану перешла работа по выработке методологии и принципов районирования. Для подготовительных работ по районированию постановлением Совета труда и обороны РСФСР от 1 июня 1921 года при Госплане была создана специальная подкомиссия.

Проект, подготовленный Госпланом, был доложен на заседании Совета труда и обороны 5 ноября 1921 г. Доклад по этому вопросу, одобренный Лениным, должен был состояться на III сессии ВЦИК 9-го созыва 13 апреля 1922 г., но был снят с повестки из-за возражения некоторых членов ВЦИК и передан на обсуждение республиканским и губернским органам. Последовал новый цикл обсуждений и уже в самом конце 1922 г. проект был рассмотрен Советом труда и обороны с участием представителей республик и губерний. В итоге, вопрос был отложен на неопределенное время.

Новым шагом в деле районирования стало Постановление XII съезда РКП(б) (17 — 25 апреля 1923 г.) по докладу А.И. Рыкова «О районировании». Этим было положено начало административно-территориальной реформы СССР (1923 — 1929 гг.).

Ее суть состояла, как уже отмечалось выше, в полной замене старых небольших губерний на огромные советские области, которые соответствовали выделенным Госпланом экономическим районам. При этом упразднялись как губернии, так и уезды с волостями. Новые области вместо уездов разделялись на более крупные ячейки — округа, а последние делились вместо волостей на более крупные ячейки — районы. Низшим звеном стали сельсоветы.

В ходе проводимой реформы в 1926 году на северо-западе РСФСР была образована Северо-Западная область. Административно-территориальное устройство Северо-Западной области было утверждено решением Северо-Западного ЭКОСО от 7 мая 1926 года. В состав области входили 5 губерний: Мурманская, Новгородская, Псковская, Ленинградская и Череповецкая.

По постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1927 года Северо-Западная область была переименована в Ленинградскую, был утверждён состав территории постановлениями Президиума ВЦИК «О границах и составе округов Северо-Западного края» от 18 июля 1927 года и «О границах и составе округов Ленинградской области» от 1 августа 1927 года.

Область состояла из тех же 5 губерний: Мурманской, Новгородской, Псковской, Ленинградской и Череповецкой. Площадь территории составляла 360,4 тыс. квадратных километров. В ее составе было образовано 9 округов: Ленинградский, Лужский, Лодейнопольский, Псковский, Великолуцкий, Новгородский, Боровичский, Череповецкий и Мурманский, включавших 140 районов. Площадь территории области составляла 360,4 тыс. квадратных километров, население, примерно, 6 175 000 чел.

Решению о создании Ленинградской области предшествовала серьезная работа. В конце июля 1927 года состоялся расширенный пленум областного экономического совета, на котором шла речь о подготовке областного бюджета.

Пленум утвердил контрольные цифры и дал наказ о расходовании средств. ¬ В первую очередь, была признана необходимость проведения жесткого режима экономии и рационализация аппарата, наибольшее сокращение административно-управленческих расходов. Предполагалось, что районирование в таком случае даст значительную экономию. Благодаря ему количество служащих сократится более чем на 2,5 тысяч человек. А это позволит сберечь не менее 1 миллиона рублей в год.

Но за чисто экономическим фактором стоял и глубокий политический расчет. Новое деление вводилось в период перевыборов Советов всех уровней, и сталинское руководство, таким образом, получило возможность очень быстро привести к руководству на местах свои кадры. Во много раз вырастала роль областных центров. Лидер советской власти в столь обширном регионе как область не только получал огромные права и возможности, но и был во многом управляем кремлевским руководством из Москвы. Умелая расстановка ключевых фигур способствовала укреплению режима, усиливала рычаги централизованного управления огромными территориями страны.

На момент образования Ленинградской области 1 августа 1927 г. на должности председателя Губисполкома находился Николай Павлович Комаров (1886-1937 гг.). Старый большевик, член партии с 1909 г., он уже в 1921г. работал секретарем в Петроградском Губисполкоме. В ноябре 1927 г. I областной съезд Советов избрал Исполком Леноблсовета численностью 157 человек, во главе которого остался все тот же Комаров.

Н.П. Комаров еще более двух лет проработал председателем Исполкома, до тех пор, пока 25 января 1930 г. на очередном пленуме он не был освобожден от обязанностей на занимаемой должности «по собственному желанию».

Следующим на посту председателя Леноблисполкома оказался Иван Федорович Кодацкий (1893-1937 гг.). Кодацкий состоял в партии большевиков с 1914 г. После революции он, неизменно, на руководящей партийной и хозяйственной работе. Кодацкий И.Ф. занимал должность председателя до декабря 1931 г., то есть до конца интересующего нас периода.

Ленинградский обком партии с 1927 г. возглавляет Сергей Миронович Киров (1886-1934 гг.).

Вторым секретарем Ленинградского обкома в это время является Михаил Семенович Чудов (1893-1937 гг.). На короткое время в 1931 г. его сменяет на данном посту председатель Ленинградской областной контрольной комиссии ВКП(б) Петр Иванович Струппе (1889-1937 гг.), в дальнейшем возглавивший область.

Не успела административно-территориальная реформа подойти к концу, как тут же выявились ее недостатки. Такие огромные по площади, населению и числу районов единицы административно-территориального деления оказались плохо управляемы, и поэтому сразу же после завершения реформы встал вопрос о разукрупнении гигантских по своим размерам краев и областей. Одновременно было решено отказаться от округов. ЦИК и СНК СССР приняли 23 июля 1930 г. постановление о ликвидации округов с 15 августа того же года. В цепочке местной власти остались лишь сельсовет-район-область. С этого момента стала действовать структура административно-территориального деления, сохранившаяся, в своей основе, до настоящего времени.

Согласно обращению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 3 декабря 1931 г. «О жилищно-коммунальном хозяйстве Ленинграда» Ленинград с городами Кронштадт, Сестрорецк, Петергоф, Детское Село, Слуцк и Колпино был выделен из Ленинградской области в самостоятельную административно-хозяйственную единицу-город республиканского подчинения РСФСР.

В целом же Ленинградская область до конца 1930-х гг. практически не менялась в масштабах (в 1938 г. из ее состава была выделена Мурманская область), оставаясь крупным областным конгломератом.


Copyright © ЦГА СПб, © ЦГАИПД СПб, 2017.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.