СОЮЗНОЕ ПРОЕКТНО-МОНТАЖНОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ "МАЛАХИТ" (СПМБМ «МАЛАХИТ») МИНИСТЕРСТВА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1950-1990.

ЦГАНТД СПб. Фонд Р-509
Результатов 1 - 1 из 1
Описи отсутствуют

11

1950–1990
Сокращённое название: МАЛАХИТ
Крайние даты документов: 1950–1990
Историческая справка:

Акционерное общество «Санкт-Петербургское морское бюро

машиностроения «Малахит»

(АО «СПМБМ «Малахит»)

Месторасположение: 196135, Санкт-Петербург ул. Фрунзе д.18

Историческая справка

АО «СПМБМ «Малахит» занимается проведением комплекса работ по проектированию и модернизации подводных лодок, а так же созданием объектов морской техники, комплексов, механизмов и систем для изучения континентального шельфа, для поиска и подъема затонувших объектов и проведения научных исследований в глубинах океанов.

Переименование организаций до объединения

Даты Основание для переименования Наименование Подчиненность

07.04.1948-

31.03.1966 Приказ МСП СССР от 07.04.1948г. № 00164 Специальное конструкторское бюро № 143 (СКБ-143) Министерства

судостроительной

промышленности СССР

01.04.1966-

22.02.1974 Приказ МСП СССР от 31.01.1966г. № 0056 Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения (СПМБМ) Министерство

судостроительной

промышленности СССР

Даты Основание для переименования Наименование Подчиненность

22.10.1949-

30.06.1966 Приказ МСП СССР от 22.10.1949г. № 00896 Центральное конструкторское бюро № 16

(ЦКБ-16) Министерство

судостроительной

промышленности СССР

01.07.1966-

22.02.1974 Приказ МСП СССР от 31.01.1966г. № 0056 Центральное проектное бюро «Волна» (ЦПБ «Волна») Министерство

судостроительной

промышленности СССР

Переименование организации после объединения СПМБМ и ЦПБ «Волна»

Даты Основание для переименования Наименование Подчиненность

23.02.1974-

28.11.1991 Приказ МСП СССР от 23.02.1974г. № 00105

(Объединение СПМБМ и ЦПБ «Волна») Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения «Малахит»

(СПМБМ «Малахит») Министерство

судостроительной

промышленности СССР

29.11.1991-1993

Приказ МСП СССР от 29.11.1991г. № 415 Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»

(СПМБМ «Малахит») Министерство

судостроительной

промышленности РФ

1992 Сведений о приказе не сохранилось -//- Министерство

промышленности РФ

1993-1996 Сведений о приказе не сохранилось -//- Государственный

Комитет РФ по

обороной

промышленности

1997-28.01.1998 Сведений о приказе не сохранилось -//- Министерство

оборонной

промышленности РФ

29.01.1998-21.03.2001 Приказ Министерства экономики РФ от 29.01.1998г. № 28 Государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»

(ГУП «СПМБМ «Малахит») Министерство

экономики РФ

22.03.2001-

08.03.2004 Распоряжение Российского агентства по судостроению от 22.03.2001г. № 50 Федеральное государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (ФГУП «СПМБМ «Малахит») Российское агентство

по судостроению

09.03.2004-

02.10.2008 Сведений о приказе не сохранилось Федеральное государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (ФГУП «СПМБМ «Малахит») Министерство

промышленности

и энергетики РФ

Федеральное агентств

по промышленности

03.10.2008-

05.07.2015 Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2008г. № 189-р Открытое Акционерное Общество «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (ОАО «СПМБМ «Малахит») Акционерное общество

«Объеденная

судостроительная

корпорация»

с 06.07.2015 по настоящее время Протокол общего собрания акционеров № 1/2015 от 25.06.2015г. Запись в ЕГРЮЛ внесена 06.07.2015г. Акционерное Общество «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»

(АО «СПМБМ «Малахит») Акционерное общество

«Объеденная

судостроительная

корпорация»

История предприятия начинается в апреле 1948 года, когда приказом Министра судостроительной промышленности на основании постановления Совета Министров СССР было организовано Специальное конструкторское бюро № 143 (СКБ-143) по проектированию быстроходных подводных лодок (ПЛ) с парогазотурбинной установкой.

В 1966 году СКБ-143 было переименовано в Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения (СПМБМ).

Для проектирования линейных кораблей и тяжелых крейсеров в октябре 1949 года приказом Министра судостроительной промышленности СССР было образовано Центральное конструкторское бюро № 16 (ЦКБ-16), которое с 1953 года было перепрофилировано на проектирование подводных лодок. В июле 1966 года ЦКБ-16 было переименовано в Центральное проектное бюро «Волна» (ЦПБ «Волна»).

В феврале 1974 года оба конструкторских коллектива были объединены в Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения «Малахит» (СПМБМ «Малахит»), переименованное в 1991 году в Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (СПМБМ «Малахит»).

В 1998 году СПМБМ «Малахит» было переименовано в Государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (ГУП «СПМБМ «Малахит»), а в 2001 году ГУП «СПМБМ «Малахит» стало Федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП «СПМБМ «Малахит»).

03.10.2008 г. на основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга № 189-Р от 03.10.2008г. ФГУП «СПМБМ «Малахит» было преобразовано в Открытое Акционерное Общество «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (ОАО «СПМБМ «Малахит»).

С 06.07.2015 г. и по настоящее время на основании протокола общего собрания акционеров от 25.06.2015г. № 1/2015 ОАО «СПМБМ «Малахит» переименовано в Акционерное Общество «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (АО «СПМБМ «Малахит»).

За 70 лет коллектив АО «СПМБМ «Малахит» разработал более 100 проектов, по которым на отечественных верфях построено свыше 300 кораблей и судов военного и гражданского морского флота Советского Союза и Российской Федерации, обитаемых технических средств освоения океана, судов обеспечения и испытательных стендов.

АО «СПМБМ «Малахит» является мировым лидером по внедрению новых видов оружия на ПЛ. В 1955 году впервые в мире был произведен надводный старт баллистических ракет с борта ПЛ проекта В611 главного конструктора Н.Н. Исанина, а в 1957 году – первый подводный старт с ПЛ проекта В613 главного конструктора Я.Е. Евграфова. В 1964 году с ПЛ проекта 613РВ главного конструктора Р.А. Шмакова был произведен запуск ракето-торпед из торпедного аппарата. В результате бюро стало ведущим в отрасли по обработке и внедрению противолодочных ракето-торпедных комплексов на подводных лодках.

АО «СПМБМ «Малахит» - признанный пионер освоения новых типов энергетических установок на ПЛ. Созданная и отработанная специалистами бюро в 1958 году первая отечественная атомная ПЛ проекта 627 главного конструктора В.Н. Перегудова открыла эру атомного подводного и надводного отечественного флота. На ПЛ проекта 645 конструктора А.К. Назарова в 1963 году впервые в мире была применена атомная энергетическая установка с жидкометаллическим теплоносителем «свинец-висмут» в первом контуре реактора, и сегодня только «Малахит» со своими контрагентами владеет технологией таких установок.

В 1986 – 1995 годы по документации бюро были построены серии ПЛ и глубоководных технических средств с новыми типами высокоэффективных автоматизированных энергетических установок.

АО «СПМБМ «Малахит» является пионером внедрения новых высокопрочных корпусных сталей, титановых и алюминиевых сплавов на ПЛ. В 1958 году бюро впервые применило отечественную высокопрочную корпусную сталь АК-25для атомных ПЛ I поколения, а в 1967 году – АК-29 для атомных ПЛ II поколения. Первая в мире титановая атомная ракетная ПЛ проекта 661 главного конструктора Н.Н. Исанина в 1969 году установила мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла (ок. 82 км/ч), который не перекрыт и сегодня.

В 1971 – 1981 годы по документации бюро была построена серия уникальных атомных подводных лодок проекта 705 главного конструктора М.Г. Русанова, высокоскоростных и маневренных, комплексно-автоматизированных с рекордно малым водоизмещением, корпус и системы которых были изготовлены из титановых сплавов.

Дальнейшее внедрение титановых сплавов было реализовано в 1988-2011 годы в проекте 865 главного конструктора Л.В.Чернопятова серии малых автоматизированных дизель-электрических ПЛ «Пиранья» и в проекте 1681 главного конструктора В.Г.Маркова поисково-исследовательских подводных аппаратов III поколения «Русь» и IV поколения «Консул» с глубиной погружения свыше 6000 метров.

Первая в стране серия сверхмалых подводных лодок из алюминиевых сплавов «Тритон-1М» и «Тритон-2» главного конструктора Я.Е. Евграфова была построена в 1973 – 1985 годы также по документации бюро.

АО «СПМБМ «Малахит» - ведущее в отечественном судостроении конструкторское бюро по созданию торпедных аппаратов и средств самообороны. Начиная с 1968 года все отечественные подводные лодки, кроме дизель-элекрической ПЛ «Лада» имеют торпедное вооружение и средства самообороны, изготовленные по документации бюро.

«Малахит» - базовое в отечественном судостроении проектное бюро по созданию глубоководных технических средств освоения Мирового океана. По документации бюро в 1975-1986 годы были построены многие научно-исследовательские глубоководные лодки, аппараты и подводные базы-лаборатории для работ на континентальном шельфе, материковом склоне и океанских глубинах.

В бюро в разное время работали Герои Социалистического Труда Перегудов В.Н., Исанин Н. Н. (дважды), Чернышёв Г.Н., Герои России Бавилин С.М., Коновалов Ю.М. Бюро награждено орденами Ленина (1959г., 1963г.) и Октябрьской Революции (1981г.). За 70-летний период деятельности бюро проектантами СПМБМ «Малахит» совместно с разработчиками оборудования, учеными научно-исследовательских институтов разработан целый ряд передовых и совершенных проектов как в отечественном, так и в мировом подводном кораблестроении, обеспечив России безопасность государства, а также освоение Мирового океана в мирных целях.

Генеральный директор В.Ю. Дорофеев

« ___» _________ 2019 г.

Состав документов:

«Малахит» - базовое в отечественном судостроении проектное бюро по созданию глубоководных технических средств освоения Мирового океана.

Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgantd/R-509