С января 1924 г. Петроградский Совет в связи с переименованием города стал называться Ленинградским Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Выборы проводилась каждые два или три года, в его последний XIV созыв — в декабре 1934 г.
К середине 1920-х гг. Совет окончательно утрачивает свои политические функции и полностью становится органом, отвечающим за огромное городское коммунальное и жилищное хозяйство. Достаточно сказать, что в Ленинграде каменных многоэтажных домов в то время было намного больше, чем в Москве. Совет также занимается вопросами городского автомобильного, железнодорожного, гужевого транспорта и местной промышленности, производившей товары широкого потребления.
Вся полнота реальной власти в городе сосредоточилась в руках структур коммунистической партии во главе с С. М. Кировым (с января 1926 по декабрь 1934 гг.) и А. А. Ждановым (с декабря 1934 по январь 1945 г.).
Наиболее заметными председателями Ленсовета в этот период были Николай Павлович Комаров и Иван Федорович Кодацкий.
Комаров, работавший вместе с отстраненным от власти в процессе борьбы за власть Зиновьевым, занял его место. Он проявил себя как хороший хозяйственник, в полной мере соответствуя своей должности.
Кодацкий отличался широтой видения проблем города. Именно по его инициативе была возобновлена работа над проектом сооружений защиты Ленинграда от наводнений.
Общая численность депутатов Ленинградского Совета колебалась от 2300, избранных в XIII созыв в 1931 г., и до 1516 (последний созыв) в 1934 г. Сменяемость депутатского корпуса колебалась от 65 до 75 %. Большую часть депутатов составляли рабочие и люди малообразованные (доля тех и других порядка 60-70 %). На пленумах Ленсовета, которые собирались в среднем раз в месяц (в 1920-е гг.) и раз в квартал (в 1930-е гг.), рассматривались вопросы об избрании президиума и председателя, утверждении городского бюджета и отчета о его исполнении, принимались планы хозяйственного и социально-культурного строительства.
Важным структурным элементом Совета были секции. С мая 1921 г. депутаты были распределены по шести секциям: земельно-огородная, городского хозяйства, производственная, продовольственная, народного просвещения, внутреннего управления, количество их позднее увеличилось. Секции предварительно обсуждали и вносили свои предложения по вопросам губисполкома, требующим решения Совета или губисполкома.
В первой половине 1920-х гг. Совет не имел своего исполнительно-распорядительного органа. В 1925 г. был избран Президиум Совета, а при нем в апреле 1926 г. для решения текущих вопросов сформирован Малый президиум. В январе 1935 г. был избран и действовал до 1938 г. исполнительный комитет.
В декабре 1931 г. по инициативе С. М. Кирова было принято постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) о выделении Ленинграда из Ленинградской области в самостоятельную административную единицу. С этого момента Ленинград стал городом республиканского подчинения наряду с Москвой, а Ленсовет подчиняется непосредственно Всероссийскому центральному исполнительному комитету и Совету народных комиссаров РСФСР.
Из протокола заседания пленума Ленсовета о выделении Ленинграда в самостоятельную административную единицу из Ленинградской области. 13 декабря 1931 г. ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 67. Д. 17. Л. 1.
Из протокола заседания пленума Ленсовета о выделении Ленинграда в самостоятельную административную единицу из Ленинградской области. 13 декабря 1931 г. ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 67. Д. 17. Л. 2.
В середине 1920-х гг. возобновилось жилищное строительство. Возводились кварталы малоэтажной застройки на окраинах города. Первыми из них стали Палевский жилмассив и квартал на Тракторной улице. В общей сложности с 1923 по 1941 гг. в городе было введено в строй 3,6 млн. кв. м. жилой площади. Однако, потребность в жилье была значительно выше: вследствие индустриализации и коллективизации население города резко увеличилось.
Строительство школ стало одной из приоритетных задач Ленсовета в связи с выходом постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О строительстве школ в городах» от 22 февраля 1935 г. В документе руководители партии и правительства указали: «Территориальное размещение школ не совпадало с острыми потребностями городов и рабочих поселков, строительство школ отставало от прироста обучающихся». С 1935 по 1941 гг. в Ленинграде было построено порядка 200 школ. Задача обеспечения системы образования школьными зданиями в целом была решена.
С начала 1930-х гг. началась заливка главных городских магистралей асфальтом. Удалось существенно увеличить пропускную способность городского транспорта. Если в 1928 г. было перевезено всеми видами транспорта 510 млн. пассажиров, то в 1932 г. уже 1360 млн. человек. 21 октября 1936 г. в Ленинграде было открыто троллейбусное движение.
В 1933 г. введена в строй первая очередь Южной водопроводной станции, построена централизованная канализация на Васильевском острове. С завершением сооружения в 1936 г. Володарского моста и Октябрьской набережной была решена важная транспортная проблема связи правого берега Невы с промышленными районами юга города.
Ленинградцы наблюдают за заключительными работами по покрытию улицы Скороходова асфальто-бетоном. Ленинград. 8 сентября 1933 г. Автор съемки: Л. Беркенблит. ЦГАКФФД СПб. Оп. 1БР-2. Ед. хр. 827.
Строительство Володарского моста. [1936 г.] Ленинград. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Оп. 1Ар-26. Ед. хр. 44163.
В 1930-е гг. началась разработка первого Генерального плана Ленинграда. Детальный план строительства, предусматривавший равномерный рост города во всех направлениях, был разработан под руководством архитектора Л. А. Ильина к 1933 г. Однако, он был отвергнут И. В. Сталиным и А. А. Ждановым в апреле 1935 г. Основаниями стали близость границы с Финляндией, которая в те годы проходила за Сестрорецком, и продолжавшиеся наводнения.
Летом 1935 г. было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об отправных установках для разработки плана развития гор. Ленинграда». Архитекторам поручено разработать новый план, перенести административный центр города на юг, где не страшны затопления и нет близости к государственной границе. В июле 1939 г. Президиум Ленсовета утвердил Генплан и отправил его на утверждение в Совет народных комиссаров СССР. В связи с начавшейся войной вопрос был отложен, а в 1949 г. план вновь не принят. К этому времени граница отодвинулась на север, и развитие города на юг потеряло актуальность. Зримым свидетельством несостоявшегося Генплана стал Дом Советов на Московском проспекте, который успели построить до войны.
Под руководством Ленсовета велась работа над созданием Центрального парка культуры и отдыха, которому было присвоено имя С. М. Кирова. «Культурный гигант» размещается на трех островах. На Каменном — дома отдыха выходного дня, на Елагином — парк для тихого отдыха, на Крестовском — база активного отдыха и спорта. По проекту архитектора А. С. Никольского было начато строительство грандиозного стадиона на 100 тыс. зрителей — в то время самого большого в мире. Его возведение было завершено в 1950 г.
Схема распределения территории у стадиона им. С. М. Кирова. 1937 г. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 16. Д. 534. Л. 3.
Президиумом Ленсовета рассматривал и вопросы по утверждение ходатайств о принятии в гражданство СССР (эта функция осуществлялась местными Советами до августа 1938 г.). Рассмотрение наибольшего количества таких ходатайств пришлось на первую половину 1930-х гг. В большинстве случаев претендентами на получение советского гражданства были люди, принявшие гражданство сопредельных с СССР государств, но по разным причинам не выехавшие за пределы страны и проживавшие в городе. Однако некоторая их часть была политическими эмигрантами — людьми, переехавшими в первую в мире страну социализма по идейным убеждениям.
Смещение И. Ф. Кодацкого с должности председателя Ленсовета в феврале 1937 г. стало «пробным шаром» в чистке партийно-государственного аппарата, начатой немного позже после февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 г. За 1937–1939 гг. сменилось 5 председателей (И. Ф. Кодацкий, В. И. Шестаков, А. Н. Петровский, А. Н. Косыгин и П. С. Попков). 182 депутата были арестованы. Из состава президиума, избранного на первом пленуме Ленсовета XIV созыва в январе 1935 г., к концу 1938 г. остался только А. А. Жданов, остальные были тем или иным образом репрессированы.