Выставки ЦГАЛИ СПб

Назад

Легенда русской советской оперы XX века. К 120-летию со дня рождения Н.К.Печковского

 

Интернет-проект, приуроченный к 120-летию со дня рождения оперного певца Н.К. Печковского

 

   

 

 

Н.К. Печковский в роли Германа

в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама»  [1924г.]

 

 

 

 

 

 

 

В самом начале 2016 года в ЦГАЛИ состоялось открытие выставки, посвящен-ной великому оперному певцу Николаю Константиновичу Печковскому.

Основу выставки составляют документы из личного фонда Николая Константиновича. Выставку можно условно разделить на три этапа:

-  переезд  Печковского  в Ленинград  в 1924 году и его работа в качестве  солиста  в Ленинградском государственном театре оперы и балета;

 - работа Н.К. Печковского  в качестве режиссера-постановщика в филиале  Ленинградского   государственного  театра  оперы и балета им. С.М. Кирова (конец 30-х. гг.);

-   Печковский  -  художественный руководитель самодеятельной оперной студии в ленинградском Доме культуры им. А. Д. Цюрупы (конец 50-х. – нач. 60-х. гг.).

В 1924 году Управляющий академическими театрами РСФСР И.В. Экскузович  предложил  Н.К. Печковскому работу в Ленинградском театре оперы и балета. На сцене бывшего Мариинского театра Печковский  создаёт такие исполнительские шедевры, как партия Германа в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама», Ромео  в опере Гуно «Ромео и Джульетта»; Альфреда в опере Верди «Травиата»; Вертера в опере Массне «Вертер» и многие другие.  Помимо выступлений  в Ленинградском театре оперы и балета, Николай Константинович принимает участие в концертах  и на других площадках города, о чём свидетельствуют программы выступления артиста в Концертном зале Павловского вокзала  и Большого зала Ленинградской консерватории, представленные на выставке. 15 марта 1933 года спектаклем «Евгений Онегин» в Ленинграде  было отмечено  15-летие творческой деятельности  Печковского и присвоено звание заслуженного артиста Республики, в   1939 году -  звание народного артиста РСФСР.

 

Программа выступления артиста Государственной оперы Н.К. Печковского

в Концертном зале Павловского вокзала. 08.09.1929 г.

  

  

 

 

 

 

  Н.К. Печковский в роли Ромео;

Р.Г.Горская в роли Джульетты;

Н.П. Молчанов в роли Лоренцо

в опере Гуно «Ромео и Джульетта». 1925 г.

 

В этом же году Печковскому предложили возглавить филиал Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова.  За короткий  период  деятельности театра Николаем Константиновичем были поставлены оперы «Дубровский», «Фауст», возобновлены оперы «Пиковая дама», «Кармен», «Паяцы».                                            

Военные и первые послевоенные годы оставили глубокий трагический  след в  жизни великого певца.  В этот период  на его долю выпали  жизнь в  оккупации,  арест с последующей отправкой в лагеря, лишения всех званий и наград. А уже после освобождения  и реабилитации,  он был лишен возможности  выступать  на крупнейших площадках города.  

Тем не менее,  возвращение Николая Печковского на сцену было триумфальным. Печковский устраивает большое турне по городам Советского союза и везде его встречала восторженная публика.

В 1956 году выдающийся мастер сцены ведет кружок художественной  самодеятельности при Доме культуре им. А.Д. Цюрупы. Поставленная им опера «Пиковая дама» была с восторгом принята публикой.

В 1966 году Печковский добился разрешения на концерт в Малом зале филармонии в связи с 70-летием со дня рождения и 50-летием сценической деятельности. Этот концерт стал последним в жизни легенды оперы, он умер 24 ноября 1966 года.

По документам выставки видно, что по крохам собранный   личный фонд великого певца представляет собой большую ценность для будущих поколений.

 

 

 

Материал по выставке подготовлен заведующим отделом использования документов

Н.В. Деменковой