Огромный вклад Леонида Якобсона в советское балетное искусство – это создание им хореографических миниатюр. Сюжеты для своих постановок хореограф выбирал самые разные – от героики и лирики до бытовых историй. В его номерах выступали такие прославленные артистки балета, как Галина Уланова, Наталья Дудинская, Алла Осипенко и многие другие.

«Хореографические миниатюры» так назывался масштабный балетный спектакль, поставленный Якобсоном и объединивший в себе свыше 20 отдельных танцевальных номеров. В качестве сюжетной основы балетмейстером были выбраны картины и скульптуры великих художников, образы античных и современных героев, а также социальные и сатирические персонажи из популярных произведений литературы. Современники отмечали, что в спектакле улавливались мотивы классического и жанрового танца, пантомимы, гротеска и др.

Для музыкального сопровождения были выбраны известные произведения Петра Чайковского, Эдварда Грига, Иоганна Штрауса, Игоря Стравинского. Отсылка к творчеству другого хореографа, Михаила Фокина, и его постановкам начала XX столетия улавливалась во многих концертных номерах Леонида Якобсона – «Кумушка», «Бродяжки», «Фантазия», «Сильнее смерти».

«Дуэты Якобсона в основном построены на партерной технике, он почти не использует канонических поддержек, подъемов, перебросок. Он по-своему соединяет линии дуэтного танца, создавая свою логику развития и сочетания пластических тем дуэта, почти всегда завершая его концовкой, идущей не от канона, а от пластической характеристики персонажей…», писал о постановках Леонида Якобсона театровед Борис Львов-Анохин.

Пластичность движений, гротескность образов, оригинальная тематика – так создавался фирменный стиль постановок Леонида Якобсона. Балетмейстер искренне полагал, что будущее современной хореографии (не только советской, но мировой) за пластической основой танца.

 

                          
 Copyright © Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт‑Петербурга, 2019.
  При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.