Балет «Клоп» по мотивам литературных произведений Владимира Маяковского, который являлся любимым поэтом Леонида Якобсона, представлял собой танцевальную комедию, высмеивающую мещанство и рассказывающую о днях Великого Октября. Композиция постановки строилась на дуэте таких составляющих, как сатира и героика. Композитором балета в 1958 году выступил молодой музыкант Олег Каравайчук. Театральные критики и балетоведы упрекали авторов постановки в чрезмерном внимании к литературной составляющей, в то время как танцевальный материал Леонида Якобсона был единодушно одобрен и включен в план постановок Государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова на 1958-1959 гг.

В начале 1960-х годов в театре вновь решался вопрос о включении спектакля в репертуарный план, вызвавший множество споров относительно актуальности пластического языка постановки: некоторые эпизоды спектакля были признаны неуспешными, а музыка – «клочковатой». Однако в 1958 году, как и в 1963, сатирическая сторона спектакля показалась наиболее сильной и зрителям, и дирекции театра.

Выстраивая гротескные приемы, Леонид Якобсон обращался к персонажам балетного спектакля «Болт» Федора Лопухова, в частности Леньки Гульбы. Однако гиперболичность не разрушила сценической правды дейстия в «Клопе», и это неоднократно замечали критики.

 

  Copyright © Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт‑Петербурга, 2019.
  При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.