Одно их ранних творений Баухауза – это экспериментальный жилой квартал на улице Напрафорго в Пашерете, у подножия будайских холмов (1931). Недалеко оттуда молодой архитектора Дьюла Риманоци нашел земельный участок францисканского ордена для своего проекта ансамбля современных зданий. По его плану были построены церковь, монастырь и колокольня в оси дороги, ведущей из города. Современный, экономический (согласно определению современной критики – «советский») стиль без декорации в то время считался ещё новаторским. К выбору этого стиля, вероятно, подтолкнула непростая финансовая ситуация ордена. Итоговый план немного отличался от первичного, более близкого к стилю Баухауза проекта. В 1938 году напротив церкви Риманоци архитектор спроектировал конечную автобусную станцию, заполнив пространство единой архитектурной композицией. Площадь с церковью стала центром новой части города.

Приходская церковь Святого Антала с Падуы в Пашарете

II. улица Пашарет 137.

1933–1934
Архитектор: Дьюла Риманоци

Снаружи тяжелая, закрытая, горизонтально расположенная церковь дополнена колокольней. Ритмичное повторение одних мотивов служит укреплению эффекта единства, например, тонкие, высокие арки для закрытия башни повторяются и у входа. Церковь имеет железобетонную конструкцию. Благодаря узким боковым нефам и тонкой железобетонной рамке создалось единое внутреннее пространство с боковыми капеллами со стороны монастыря, которая является успешным решением как в художественном, так и в практическом плане. Застекленная бетонная решетка за изогнутым портиком главного входа обогащает сплошную стенную конструкцию и распределяет потоки света.

В эпоху зарождения современной венгерской церковной архитектуры бок о бок творили два задающих тон архитектора. Одновременно во второй половине 1931 года Дьюла Риманоци и Берталана Аркаи создали современный вариант церкви Варошмайора и первый вариант церкви Пашарета. Эти церкви были уникальными и не имели аналогов в столице в плане качества. Хотя Берталан Аркаи и позднее спроектировал немало зданий, вершину своего творчества Варошмайора ему превзойти не удалось. С конца 1930-х годов современная архитектура стала распространяться более широко.

 

Дьюла Риманоци (1903–1958)
Потомок старейшей архитекторской семьи. Закончил Технический университет в 1925 году, и с 1925 по 1928 гг. был на учебной стажировке в Австрии, Швейцарии, Франции, Северной Италии, Англии. В 1930-е годы он спроектировал многочисленные современные семейные дома на Буде. Церковь Святого Антала с Падуы в Пашарете считается важным пунктом в современной венгерской церковной архитектуре. Выиграв конкурс, он спроектировал Будапештское почтовое управление (1937–1939), первое крупное современное представительское здание общественного типа.

На главную О проекте Участники проекта Архитектура Санкт-Петербурга


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2018.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.