Одно их ранних творений Баухауза – это экспериментальный жилой квартал на улице Напрафорго в Пашерете, у подножия будайских холмов (1931). Недалеко оттуда молодой архитектора Дьюла Риманоци нашел земельный участок францисканского ордена для своего проекта ансамбля современных зданий. По его плану были построены церковь, монастырь и колокольня в оси дороги, ведущей из города. Современный, экономический (согласно определению современной критики – «советский») стиль без декорации в то время считался ещё новаторским. К выбору этого стиля, вероятно, подтолкнула непростая финансовая ситуация ордена. Итоговый план немного отличался от первичного, более близкого к стилю Баухауза проекта. В 1938 году напротив церкви Риманоци архитектор спроектировал конечную автобусную станцию, заполнив пространство единой архитектурной композицией. Площадь с церковью стала центром новой части города.
Приходская церковь Святого Антала с Падуы в Пашарете II. улица Пашарет 137. 1933–1934 Снаружи тяжелая, закрытая, горизонтально расположенная церковь дополнена колокольней. Ритмичное повторение одних мотивов служит укреплению эффекта единства, например, тонкие, высокие арки для закрытия башни повторяются и у входа. Церковь имеет железобетонную конструкцию. Благодаря узким боковым нефам и тонкой железобетонной рамке создалось единое внутреннее пространство с боковыми капеллами со стороны монастыря, которая является успешным решением как в художественном, так и в практическом плане. Застекленная бетонная решетка за изогнутым портиком главного входа обогащает сплошную стенную конструкцию и распределяет потоки света. В эпоху зарождения современной венгерской церковной архитектуры бок о бок творили два задающих тон архитектора. Одновременно во второй половине 1931 года Дьюла Риманоци и Берталана Аркаи создали современный вариант церкви Варошмайора и первый вариант церкви Пашарета. Эти церкви были уникальными и не имели аналогов в столице в плане качества. Хотя Берталан Аркаи и позднее спроектировал немало зданий, вершину своего творчества Варошмайора ему превзойти не удалось. С конца 1930-х годов современная архитектура стала распространяться более широко.
Дьюла Риманоци (1903–1958) |
На главную | О проекте | Участники проекта | Архитектура Санкт-Петербурга |
|