Первая современная католическая церковь железобетонной конструкции была построена в городе Дьёр-Дьярварош (промышленный район города) по планам Аладара Аркаи и его сына, Берталана. В её облике отчетливо проступают ссылки на историзм. Ансамбль большой церкви, маленькой церкви и колокольни в форме шлема из железобетонных рамок связывает полукруглая аркада. Маленькая церковь (сегодня общественный дом — 1922–1923, Аладар Аркаи) еще напоминает о влиянии народной архитектуры Трансильвании и финского народного сецессиона. С 1926 года Аладар Аркаи нарисовал несколько традиционных чертежей для расширения маленькой церкви. Его концепция менялась несколько раз, пока он наконец не разработал окончательный, полностью современный план церкви. В этом большую роль скорее всего сыграл его сын Берталан и его учёба в Париже, Риме и особенно в Вене у Петера Беренса.

Приходская церковь «Сердце Христа» в Варошмайоре

XII. Чаба ул. 5.

1932–1933
Архитекторы: Аладар Аркаи, Берталан Аркаи

Построенная церковь является вершиной венгерской церковной архитектуры между двумя войнами. Она считается первым примером совместного применения железобетонной конструкции и больших застеклённых поверхностей. Она представляет собой большой закрытый объем. В ее облике объема определяющей считается игра горизонтальных и вертикальных cтолбов с крупными фигурными застеклёнными окнами. Из узкого бокового нефа хорошо виден алтарь. Окна, расположенные между боковыми часовнями, обеспечивают безупречное освещение. Крупная оконная стена cвятилища выполняет также функцию главного алтаря. Алтарь — работа Лили Стело Аркаи. Работы современных художников дополняют архитектуру. Входит в список охраняемых памятников.

 

Аладар Аркаи (1868–1932)
Учился в Техническом университете Будапешта. После учебной стажировки в Париже совершенствовал свои знания в архитектурном бюро Фердинанда Фельнера и Херманна Хелмера в Вене. По его планам в 1910–1913 годах был построен жилой квартал для судей и прокуроров. Квартал особняков носит характерные черты народного искусства. Протестанская церковь на бульваре Фашор считается шедевром культовой архитектуры модерна, синтезом стилей двух веков и зарубежного влияния. Он является одним из ключевых и самых плодотворных архитекторов эпохи между двумя войнами.

Берталан Аркаи (1901–1971)
После окончания Технического университета (1925) он получил стипендию в Париже (Академия блестящих наук), потом по рекомендации своего отца продолжил учёбу в Вене, в одном из центров современной архитектуры — в школе Петер Беренса. Особняки по его ранним проектам были построены в стиле арт деко. С 1930-х годов он стал планировать современные здания с плоской крышей и ленточными окнами. Главная сфера его архитектурной деятельности (как и у отца) — это культовое строительство.

На главную О проекте Участники проекта Архитектура Санкт-Петербурга


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2018.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.