Шевра Кадиша традиционно управляла погребальными делами и заботой о пожилых и начала использовать новые направления благотворительной деятельности в духе современных идей социальной политики с самого рассвета XX века. В 1906 году общество купило большой земельный участок на окраине Пешта и решило построить там три новых учреждения. Хоспис для неизлечимо больных и дом медсестёр планировалось поместить в одном здании, а для бездомных пожилых супружеских пар отводилось отдельное здание с бесплатными квартирами. Позже в программу включили строительство дома для слепых, которое завершилось к началу 1920-х годов. Наиболее значительным из этих зданий является хоспис.

Дом любви и дом помощи Шевра Кадыша в Пеште

XIV. Америкаи пр. 57.

1906–1911
Архитектор: Бела Лайта

Из трёх лестниц здания западная вела к мужским палатам, южная — к женским (4-4 палаты по 11 коек). Вокруг главной лестницы расположились одно- и двухместные палаты для платящих больных. К двум палатам прилегала гостиная и крытая лоджия для воздухообмена. Новаторским решением плана здания стала прокладка лестницы на фасаде — выступающий, подобный башне подъем массы здания и крытые элементы, вдохновленные венгерской народной архитектурой, фактически дробят протяженную линию огромного здания.

Первые чертежи фасада, кроме строгой симметрии, свидетельствуют о влиянии финской романтической архитектуры, прежде всего Финского национального музея в Хельсинки.

Творения Елиела Сааринена и его коллег оказались одной из важнейших отправных точек для венгерской архитектуры. Впервые эта тенденция прослеживается на здании хосписа. От первоначального внешнего и внутреннего оформления, объединившего орнаменты венгерского народного искусства с еврейскими символами, остались только фрагменты.

 

Бела Лайта (1873–1920)
Бела Лайта получил диплом архитектора в 1895 году в Техническом университете Будапешта. С 1896 по 1901 годы он путешествовал по Западной и Южной Европе, больше времени проводил в Берлине и в Лондоне и встретил известных представителей современной архитектуры. В 1901 году он открыл свое архитектурное бюро в Будапеште, и в период между 1902 и 1904 годами вместе со своим учителем Эдёном Лехнером создал несколько проектов зданий. С 1905 года он решил пойти своим путём, который характеризовался монументальным оформлением с рациональной организацией основы, чрезмерной декоративности и главным образом непрерывным экспериментированием. Большинство из своих зрелых творений он выполнил по заказам еврейских общин Пешта, своих родственников и администрации города. Его более чем 30 погребальных творений, среди которых есть как обычные могилы, так и монументальные мавзолеи, равноценны общественным зданиям и доходным домам его авторства.

На главную О проекте Участники проекта Архитектура Санкт-Петербурга


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2018.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.