Середина XIX века ознаменовалась идеей разработки венгерского национального архитектурного стиля. В 1890-е годы во время передышки от индивидуализма сецессиона Эдён Лехнер был тем самым архитектором, который не только в теории, но и на практике стремился создать пока не существующий стиль. На его зданиях появились мотивы национальной вышивки XVII-XIX веков, цветочные орнаменты и изображения животных, образы венгерского народного искусства, причём он применял инновационный подход к использованию современных структур и технологий. Здания Эдёна Лехнера считаются определяющими памятниками Будапешта. Особенные творения, которые своей многокрасочностью, пространственными композициями и использованием архитектурной керамики производства фабрики Жолнаи с точки зрения искусства стали фундаментом для целой школы и служили примером для венгерского сецессиона, который открывал народное искусство.

Римско-католическая приходская церковь им. Святого Ласло

X. площадь Св. Ласло 25.

1894–1899
Архитектор: Эдён Лехнер

Кёбаня, где расположена церковь, считается промышленным районом на окраине Будапешта. Проектирование церкви было начато Элеком Бартой, однако завершение разработки архитектурного плана было поручено Эдёну Лехнеру. После нескольких вариантов он подготовил окончательный в 1893 году — в соответствии с ожиданиями заказчиков это был план псевдоготического стиля. В структуре здания сочетается регулярная система контрфорсов и подпорных арок, куда органично вплетены орнаменты из бионической керамики и кровельное украшение. Работа Лехнера требовала огромного труда и времени, поэтому в связи с задержкой внутреннее оформление в неоренессансном стиле планировал уже Отто Тандор. По этой причине здание олицетворяет рубеж историзма и сецессиона. Функция церкви и по сей день осталась неизменной. Здание было реконструировано с 1974 по 1994 г.

 

Эдён Лехнер (1845–1914)
Эдён Лехнер родился в буржуазной семье Пешта. После окончания школы в Пеште он продолжил учёбу в Берлинской академии архитектуры, которую окончил в 1869 году. Вернувшись домой, он вместе с Дюлой Бартош открыл архитектурное бюро, которое функционировало до 1896 г. С идеей cоздания венгерского стиля он проектировал свои самые известные здания — городскую ратушу в Кечкемете (1890–1897), Музей прикладного искусства в Будапеште (1891–1896), Институт геологии (1896–1899) и почтовую сберегательную кассу (1899–1901). В 1911 году на международной выставке архитектуры в Риме он и Отто Вагнер из Вены былы награждены золотой медалью за творчество. Его постоянно меняющийся стиль выделяет его среди крупных мастеров европейского сецессиона.

На главную О проекте Участники проекта Архитектура Санкт-Петербурга


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2018.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.