После Соглашения 1867 года за полвека эпохи дуализма создался ансамбль общественных зданий, которые функционируют и по сей день. Со второй половины XIX века появилась острая необходимость в строительстве достойного по своей значимости здания Верховного суда — Венгерской королевской Курии. Более того, Апелляционный суд Будапешта также нуждался в новом здании, и отсюда возникла идея поместить в одном здании два суда — Верховный и Апелляционный, бюро главного прокурора и Королевскую Верховную Прокуратуру Будапешта. Проектирование здания было поручено Алайошу Гаусманну в ноябре 1891. Торжественное открытие было приурочено к празднованию тысячелетней годовщины.

Здание Верховного суда

V., Площадь Кошшут 12.

1893–1896
Архитектор: Алайош Гаусманн
Исполнитель: Липот Гавел.

Гаусманн должен был построить здание, которое не затерялось бы на фоне Парламента. Он считал наиболее подходящим стиль барокко с античными элементами. Здание длиной в 125 метров, окруженное двумя башнями, подчеркнуто мансардой, которую подпирают коринфские колонны. Боковые фасады разделены рядом колонн. Стиль здания тесно перекликается со стилем Рейхстага в Берлине, чей создатель, Пауль Валлотт, был другом Гаусманна во время его учебы в Берлине. На фасаде здания и внутри располагается постановочная скульптурная композиция. Центральным и крупнейшим помещением здания является актовый зал. Потолок высотой 24 метра, покрыт штукатуркой, и украшен фреской работы Кароя Лотца. Вплоть до 1948 года здание служило Курией. В 1951–1953 гг. здание было перестроено, и южный корпус занял институт рабочего движения (позже институт истории партии) и отдельные музеи. С 1957 года здесь находилась Венгерская Национальная галерея, а с 1973 сюда перебрался музей этнографии.

 

Алайош Гаусманн (1847–1926)
Один из самых ярких и активных представителей венгерского историзма. От итальянского ренессанса он дошёл до барокко, однако модерн также не обошел его стороной. Гаусманн проектировал общественные здания в Будапеште и в целом по стране, как и частные дома и особняки. Он учился в Пеште и в Берлине, затем с 1868 года на протяжении четырёх десятилетий преподавал в Техническом университете Пешта. Через свою профессиональную деятельность он оказал существенное влияние на архитектуру рубежа веков. После смерти Миклоша Ибля Гаусманн стал руководителем строительства королевского дворца. За свою деятельность он был награждён и получил дворянский титул.

На главную О проекте Участники проекта Архитектура Санкт-Петербурга


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2018.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.